Иран ответил США обогащением урана

Читать на сайте Вестник Кавказа

Иран сегодня уведомит Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) о начале процесса, направленного на увеличение своего потенциала по обогащению урана. Как сообщил официальный представитель Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Бехруз Камальванди, в письме, которое будет передано МАГАТЭ, ИРИ объявит, что "процесс по увеличению потенциала для производства гексафторида урана" начнется 5 июня. Он также отметил, что у ИРИ есть возможность ускорить производство центрифуг, которые используются для обогащения урана, сообщает РИА Новости.

Ранее верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи дал указание ОАЭИ начать подготовку к расширению масштабов обогащения урана на случай срыва международного соглашения по иранской ядерной программе.

Напомним, Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) был согласован Ираном и шестью мировыми державами (Великобританией, Германией, Китаем, Россией, США, Францией) в 2015 году, а в январе 2016 года вступил в стадию реализации. Президент США Дональд Трамп 8 мая этого года объявил о выходе Вашингтона из соглашения.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов, возвращение Ирана к обогащению урана в качестве ответа на выход США из ядерной сделки лишь разбалансирует ситуацию. "Уже сейчас можно поставить вопрос: в нынешней мировой обстановке, с учетом поведения американцев, можно ли заключать какие-либо соглашения? Есть ли смысл в многомесячной выработке международного документа и его подписании, если из него легко выходят в одностороннем порядке? По иранской ядерной сделке был выработан всеобъемлющий план с пятью очень точно выверенными техническими приложениями, где все взаимосвязано, из-за чего выход одного из участников фактически рушит всю стройную систему этого соглашения", - обратил внимание он.

Выход США из сделки, по сути, начал ее разрушать. "После того, как президент США заявил, что его страна выходит из сделки, в моральном отношении у других участников тоже появилось право считать, что она расторгнута. Было такое понимание, в частности, у европейских стран. Сам Иран до недавнего времени говорил о том, что надо попытаться сохранить дух этого соглашения и преодолеть тенденцию разрушения баланса, который был создан путем выработки этого документа. Если Иран сейчас ответит таким образом американцам, это еще больше отдалит нас от спокойствия в регионе и еще больше усугубит и без того сложную ситуацию в плане режима нераспространения ядерного оружия", - подчеркнул Андрей Бакланов.

Старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин обратил внимание на обратную зависимость между сохранением ядерной сделки и поведением Ирана. "Иран на протяжении этих почти трех лет выполнял скрупулезно все требования МАГАТЭ и СВПД, к нему претензий со стороны МАГАТЭ не было, как и со стороны участников переговоров, "группы 5+1". Трамп своим решением вывести США из ядерного соглашения способствует тому, что СВПД просто развалится – и Иран решил дать подобный ответ на действия США, с одной стороны, и вынести предупреждение Европе, с другой стороны. Сейчас судьба СВПД висит на волоске, но еще не все потеряно, поскольку Трамп собирается вводить санкции с 6 августа, а основную санкционную массу – только осенью, еще есть время, чтобы в какой-то форме сохранить СВПД", - сообщил он.

"Теперь все зависит от трех европейских стран – Великобритании, Германии и Франции, соавторов СВПД, которые выступают против решения Трампа. Удастся им или не удастся сохранить свой бизнес в Иране? Если каким-то образом им это удастся, пусть даже частично, то можно сказать, что СВПД в новых формах и новых видах будет существовать, поскольку другие участники – Россия и Китай – полностью поддерживают СВПД. Я думаю, Иран сегодня сделал своеобразный предупредительный шаг, не более, так как даже увеличение наработки низкообогащенного урана еще не значит нарушения СВПД. Иранцы еще говорят о том, чтобы увеличить количество действующих центрифуг, но у них допустимо порядка 6 тыс центрифуг в соответствии с СВПД, а действует заметно меньше. Так что явного нарушения со стороны Ирана нет", - подчеркнул Владимир Сажин.