Шавката Мирзиеева хотят видеть нобелевским лауреатом

Читать на сайте Вестник Кавказа

Президента Узбекистана Шавката Мирзиеева предложили выдвинуть в соискатели Нобелевской премии мира. С такой идеей выступил представитель правящей Либерально-демократической партии Узбекистана (УзЛиДеп) Олимжон Тухтаназаров. Эксперты назвали инициативу депутата попыткой создать новый культ личности. При этом эксперты считают, что Мирзиеев уже вошел в новейшую историю Узбекистана как авторитарный реформатор.

Автор инициативы Олимжон Тухтаназаров, депутат Наманганского областного совета депутатов и режиссер одного из каналов Национальной телерадиокомпании, заявил, что Мирзиеев заслуживает премий в разных номинациях, а не только премии мира: "Он заслуживает этой премии и в номинации "литература", поскольку уделяет большое внимание развитию литературы. Ему можно присудить премию и в номинации "за деятельность по укреплению мира", так как в Узбекистане царит мир. Он может спокойно получить эту премию и в области науки. Я чувствую, что скоро сами швейцарцы приедут и вручат нашему уважаемому Юртбаши (лидеру) Нобелевскую премию", – заявил Тухтаназаров. Его идею поддержали в партии УзЛиДеп. А ранее члены УзЛиДеп выступили за присвоение президенту Мирзиееву звания Героя Узбекистана. В поддержку этого предложения они даже представили 10 тысяч собранных подписей.

Напомним, что Шавкат Мирзиеев баллотировался на пост президента Узбекистана от партии УзЛиДеп и одержал победу на внеочередных выборах после смерти президента Ислама Каримова, которые состоялись 4 декабря 2016 года. При новом президенте в стране начались экономические реформы, была проведена конвертация валюты, отмечается улучшение ситуации с правами человека, проведена реорганизация силовых структур. Начались назревшие преобразования в системе образования.

Кстати, в нынешнем году в школах Узбекистана не было последнего звонка. Причиной отказа от традиционного праздничного мероприятия, как пояснили в министерстве образования, стал переход на 11-летнюю систему обучения, и в этом году в стране просто нет выпускников. Узбекистан отказался от введенной в прежние годы системы, когда дети учились в "девятилетке", а за завершении учебы продолжали образование в профессиональных колледжах (аналог профтехучилищ) или лицеях. У девятиклассников сегодня появился выбор – учиться еще два года в школе или пойти в лицей.

Член экспертного совета Buyuk Kelajak ("Великое будущее"), который создан по инициативе президента Шавката Мирзиеева и будет заниматься разработкой долгосрочной модели развития Узбекистана до 2035 года, Даниил Кислов назвал узбекского депутата, предложившего выдвинуть Мирзиеева на Нобелевскую премию, "глупцом". "Он даже не знает, где и как вручается Нобелевская премия. Он сказал, что "швейцарцы приеду и вручат". Таких людей много, именно они и создают культ личности", – сказал "Вестнику Кавказа" Даниил Кислов. При этом эксперт, оценивая изменения в экономике и политике Узбекистана, которые произошли в стране за последние два года, отметил, что при президенте Исламе Каримове страна находилась в застое.

"Даже незначительные изменения, которые проводит Мирзиеев, воспринимаются в Узбекистане как революция. Никто не говорит, что Мирзиеев должен ввести либеральную демократию по западному образцу. Этого никто не ожидает и этого не будет. Пусть в Узбекистане будет свой путь. Но те изменения которые уже произошли, например, в сфере образования, в виде конвертации валюты, в открытии границ с Таджикистаном и Киргизией – это революционные изменения на фоне того застоя, который царил при Исламе Каримове. Мирзиеев достоин того, что войдет в новейшую историю Узбекистана как президент-реформатор. Вероятно, как авторитарный реформатор. Но мы понимаем, что в тех условиях, где застой на протяжении 25 лет вытравил из общества любое представление о нормальной жизни, может быть, вероятно, только авторитарным. Это еще может быть оправдано тем, что есть немало фигур, противящихся реформам. Но авторитарный реформатор уже вошел в историю", - подчеркнул Кислов.

По его словам, в узбекском обществе обсуждается вопрос, насколько далеко Мирзиеев пойдет в реформировании страны. Сведущие люди рассказывают, что сам Мирзиеев говорит, что у него два выхода - либо идти до конца, провести реформы и добиться величия Узбекистана, либо "повеситься". "Но такого не будет, чтобы я откатился назад, допустил культ личности и позволил чиновниками делать свои делишки", - приводят они слова президента, подчеркивая убежденность и решительность Мирзиеева.

Между тем, некоторые узбекские эксперты или, например, председатель Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Джонса Хопкинса (США) Фредерик Старр считают, что план реформирования страны был составлен еще при Каримове, а новый президент лишь его реализует. "Сегодня все говорят об узбекских реформах. И воспринимают их так, как будто они появились в один момент из ниоткуда. Если проанализировать, то процесс реформирования начался много лет назад, а важнейшие реформы были проведены еще 10–15 лет назад. Нельзя воспринимать многочисленные реформы, происходящие в Узбекистане, как внезапный прилив энтузиазма. Над каждой из них долгое время тщательно работает большая команда высококлассных специалистов", – сказал Старр.

Директор Центра исследовательских инициатив "Ma’no" Бахтиер Эргашев в беседе с автором отмечал, что реформы, которые реализует Ташкент, – не революционный этап развития страны, а эволюционный переход от одной модели развития государства к другой. По его мнению, экономическая политика правительства Узбекистана – это не какая-то конъюнктура со стороны нового президента, а системная работа по переводу экономики страны на новые рельсы экспортно-ориентированного развития. "Эта работа исходит из понимания внутренних закономерностей развития национальной экономики. Как мне представляется, экспортно ориентированная политика, которая приходит на смену политике импортозамещения, – это всерьез, глубоко и надолго", – подчеркивает Эргашев.