Американский нефтяной бум вынуждает танкеры покидать Иран
Читать на сайте Вестник КавказаПосле возвращения американских санкций в отношении Ирана фирмы, которые помогают перевозить иранскую нефть, рискуют потерять доступ к американской финансовой системе, как это случилось ранее, когда подобные меры были введены впервые. По данным судоходного брокера Braemar ACM, на этот раз фирмы могут оказаться отрезанными от бурно развивающегося бизнеса по транспортировке нефти, добываемой на сланцевых месторождений в Техасе или в Мексиканском заливе.
Как отмечает Bloomberg в материале American Oil Boom Seen Tempting Ships to Steer Clear of Iran, Иран и мировые державы достигли соглашения, которое смягчило санкции в отношении ИРИ в обмен на ограничение ее ядерной программы. Однако когда президент США Дональд Трамп вышел из этого соглашения, резкий скачок объемов американских поставок заставил владельцев танкеров задуматься о том, стоит ли продолжить работать с Ираном или покинуть страну.
"Если вы способны перевозить грузы из США, то не захотите сотрудничать с Ираном, - заявил Ануп Сингх, аналитик Braemar ACM. - Суда, перевозящие иранскую нефть, не смогут перевозить американскую нефть в течение около двух лет, а сейчас это принципиально, поскольку США вновь экспортируют свою нефть".
Судоходным компаниям придется сделать выбор - транспортировать иранскую нефть и нефтепродукты или избегать сделок с третьим по величине производителем ОПЕК.
Хотя США могут и не быть среди крупнейших клиентов некоторых судовладельцев, мало кто может себе позволить полностью отказаться от рынка, на котором продолжает расти экспорт нефти и нефтепродуктов. Все больше танкеров разных классов подходят к американским портам, с которых транспортируются сланцевая нефти и продукты с нефтеперерабатывающих заводов.
"С учетом скачка в экспорте нефти и топлива, возникла потребность быстрее транспортировать большее количество баррелей, - сказал Сингх. - Это привело к росту спроса на все суда: от небольших кораблей до супертанкеров, способных перевозить до двух миллионов баррелей нефти вплоть до Азии".
Например, Китай - крупнейший в мире импортер нефти - закупил около 3,9 млн тонн американской нефти в первые три месяца 2018 года, что в восемь раз превышает объем импорта в первом квартале 2017 года. По данным Energy Information Administration, в феврале Южная Корея также импортировала в два раза больше нефти по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Риск сотрудничества с Ираном
Ожидается, что поставки иранской нефти сократятся из-за возобновления санкций США. Ограничения могут вынудить международные судоходные компании, которые в течение последних шести месяцев были ответственны за перевозку более половины экспорта ближневосточной страны, отказаться от торговли с Тегераном, из-за чего ему придется использовать свой собственный танкерный флот, считает аналитик Bloomberg Джулиан Ли.
В последние недели цены на нефть выросли на фоне опасений по поводу того, что уровень добычи в мире может снизиться, а также из-за продолжающейся геополитической напряженности. Цена на Brent составила $78,94 за баррель после достижения самого высокого уровня с ноября 2014 года во вторник.
"Мы наблюдаем, как за последние две недели некоторые владельцы танкеров отказались от тайм-чартеров в Иране после принятия решения Трампом о возобновлении санкций, - отметил Сингх. - Судовладельцы, сотрудничающие с Ираном, либо пытаются получить большую выгоду от торговли, либо вообще отказываются от сделок из соображений предосторожности".