Салават Исхаков: "Большевики придавали Азербайджану огромное значение"
Читать на сайте Вестник КавказаВ Баку прошла научная конференция "Национальное единство, историческое наследие и вызовы XXI века", посвященная столетию образования Азербайджанской Демократической Республики. В кулуарах мероприятия "Вестник Кавказа" побеседовал с российским историком, доктором исторических наук, старшим научным сотрудником ИРИ РАН Салаватом Исхаковым, который выступал на конференции с докладом "Из истории отношений между большевистской властью России и Азербайджаном (на основе материалов Второго московского конгресса народов Востока в 1918-1919 гг.)"
- Как вы оцениваете деятельность большевиков в Азербайджане в 1918-1920-х годах?
- 19 июня 1919 года прошло заседание Политбюро с участием Ленина, на котором было принято решение "признать Советскую республику Азербайджан", хотя таковой не было. Была совсем другая республика. План по захвату Баку готовили люди из окружения Сталина - [член Комитета революционной обороны Баку Нариман] Нариманов, [член бакинского комитета РСДРП Мовсум Нажмеддин] Исрафилбеков, революционер-большевик [Буниат Мадат оглы] Сардаров и другие… Потом многих репрессировали, потому что они слишком много знали, Нариманова убрали. Эти люди сделали свое дело и уже были не нужны. Причем такая политика проводилась не только в отношении Азербайджана. Были политики, которые выполняли комбинации Сталина, а потом их просто устраняли, чтобы не оставлять свидетелей его деяний.
За полгода до вторжения Красной армии в Баку Нариманов сказал: ”Мы придем и захватим город без единого выстрела”. Так и произошло. В Баку были те, кто участвовал в реализации большевистского плана, но документов, подтверждающих это, мы пока не нашли.
Так или иначе, захват власти произошел, Нариманов получил пост председателя СНК Азербайджанской ССР, [который занимал до 1922 года], а [основатель Азербайджанской Демократической республики] Мамед Эмин Расулзаде уехал в эмиграцию.
- Кстати, на ваш взгляд, провозглашение Азербайджанской Демократической Республики в 1918 году было закономерным?
- Одни историки считают это случайностью, другие - закономерностью. Многие обстоятельства до сих пор неизвестны.
- Большевики придавали Азербайджану какое-то особое значение или смотрели на него также, как на Армению и Грузию?
- У Сталина в окружении были азербайджанские политики, поскольку Баку был центром революционного движения. Через этих людей Сталин осуществлял свои планы. Проводниками этих планов были названные мной политики - Сардаров, Исрафилбеков и другие. Сталин нуждался в них.
Шла борьба за власть, и Сталин этим пользовался - придумывал разные комбинации, ставил одного, другого, стравливал.
Конечно, Азербайджану придавалось огромное значение, потому что через него можно было решать и другие вопросы, ведь у Сталина не было поддержки ни в Грузии, ни в Армении. Сталин считал Азербайджан своеобразным "мостом", говоря: ”Вы - посредники, через вас мы будем реализовывать все наши планы”.
Это благодатный край, это экономика, это нефть и это опора на людей, которые имели свои честолюбивые планы, верили Сталину, но потом один за другим исчезали по разным причинам. Политические разногласия стали одной из причин того, что план большевиков был реализован. Это вряд ли бы удалось, если бы политическое руководство Азербайджана было едино. Раскол политической элиты Азербайджана начался уже в 1919 году, когда в дело вмешались сталинские люди, которые все закрутили так, что произошел фактический захват страны.
- Баку уже тогда славился своей "продвинутой" интеллигенцией…
- Это был интеллектуальный, духовный центр. До революции здесь выходило много газет, действовали образовательные и культурные заведения. До 1917 года в Баку приезжали учиться люди из других тюркских регионов. Те есть город был не только революционным, но и культурным центром, причем здесь наблюдалась относительная свобода по сравнению с тем, что было в Казани, в Казахстане. Обучаться и воспитываться ехали не в Тбилиси, не в Ереван, а именно в Баку. Захватить такой центр для Сталина было крайне важно, и сделано это было не без помощи внутренней оппозиции, в том числе мусульманского духовенства, партии ”Иттихад”, ставшей одними из союзников большевиков.