Обзор грузинских СМИ 9-15 мая

Читать на сайте Вестник Кавказа

Кому выгодны протесты в Тбилиси?

Главной темой минувшей недели стали акции протеста в Тбилиси, произошедшие после того, как полицейские провели рейды в двух ночных клубах города и задержали нескольких наркоторговцев. Противники рейда обвинили сотрудников правопорядка в полицейском произволе и устроили митинг перед зданием парламента. Одновременно с этим неподалеку от площади собрались несколько десятков членов ультранационалистической организации "Национальное единство Грузии" (НЕГ), выступающих против наркомании. Активисты НЕГ заявили, что намерены создать "общественную гвардию" для поддержания порядка. Полицейские были вынуждены организовать кордон, разделяющий две противоборствующие группировки. При этом часть аналитиков полагает, что власти продемонстрировали чересчур либеральный подход к проблеме распространения наркотиков среди молодежи.

"В воздухе завис вопрос: кто больше выиграл от такой спецоперации - государство, или наркомафия?… Не была ли спецоперация косвенным отзвуком противостояния, существующего во власти?! Поскольку от этой акции пострадал имидж как минимум трех лидеров, начиная от самого Иванишвили, включая Каладзе и Гахария", - заявила эксперт Хатуна Лагазидзе в интервью газете "Квирис палитра"  "ვინ უფრო მოიგო ამ ტიპის სპეცოპერაციით - სახელმწიფომ თუ ნარკომაფიამ?" По ее словам, проблемой также является и то, что молодежь не верит власти, у которой нет молодежной политики, не создаются новые ценности и движения.


"Наркореализаторов должны брать и в клубах, и в семьях, и на улице, их щадить нельзя. Никакая ночная экономика не состоится, если будет истреблено поколение, для кого нам нужны туризм и экономика, если молодежь будет гибнуть, чтобы несколько людей набили себе карманы?! Кто сказал, что клубы неприкасаемые, или являются основанием грузинского туризма, и кто-нибудь откажется приехать в Грузию потому, что здесь борются с продажей наркотиков в клубах? Очевидно и то, что правоохранителям необходима поддержка общества в деле защиты нашего будущего от уничтожения", - подчеркнула эксперт. При этом она отметила, что остается неясно, кто в конечном итоге больше выиграл от спецоперации – власти или криминал? "Не создаем ли мы наркобарыгам имидж притесненных, "героев" нового поколения? Не была ли это показательная акция тогда, когда все говорят, что наркотики свободно продаются почти во всех местах общественного сбора, в том числе в метро? Не была ли эта спецоперация косвенным отзвуком противостояния во власти? Поскольку от этой акции пострадал имидж как минимум трех лидеров "Грузинской мечты"- начиная с самого Иванишвили, включая Каладзе и Гахария. Или почему эта спецоперация была запланирована именно в день, когда Бидзина Иванишвили вновь был избран председателем партии?", - продолжила эксперт. По ее словам, проблема также заключается в том, что современная молодежь не верит власти. "Руководство страны виновато в том, что потеряла контакт с обществом, и что самое главное, с молодежью. У власти нет молодежной политики, не создаются новые ценности и движения,"- заключила Лагазидзе в беседе с корреспондентами издания.

Наркополитика стала яблоком раздора в грузинском обществе

Грузинские власти обсуждают варианты реформы законодательства, регулирующего оборот наркотиков. Глава Минюста Тея Цулукиани заявила, что обсуждается лишь вопрос декриминализации употребления наркотиков, и что пока нынешнее правительство остается у власти, о легализации наркотиков не будет и речи. "Легализация означает, что употребление наркотика может стать таким же законным, как и употребление грузинского вина. Ответ государства на это – нет! Что касается декриминализации, это означает, что за употребление наркотиков не будут сажать в тюрьму. Я сторонник этого с 2013 года", - пояснила Цулукиани. В свою очередь, вице-спикер парламента Грузии Тамара Чугошвили отметила, что прошедшие в Тбилиси протесты демонстрируют, что государству необходимо ускорить процесс принятия решений. Спикер парламента Ираклий Кобахидзе заявил, что целью правящей партии "Грузинская мечта – демократическая Грузия" является принятие соответствующего законопроекта до конца июня, пишет газета "Резонанси".

При этом в оппозиционной партии бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили "Единое национальное движение" (ЕНД) заявили, что парламентские дискуссии по этому поводу ни на что не влияют, так как все политические решения в стране принимает экс-премьер, бизнесмен Бидзина Иванишвили. В частности, такое мнение выразила депутат от ЕНД Саломэ Самадашвили. По мнению эксперта Гии Хухашвили, обсуждение законопроекта о наркополитике в парламенте затянулось не столько из-за разногласий среди парламентариев, сколько в результате действий Грузинской православной церкви. В январе Церковь призвала парламентариев приостановить работу над законом, поскольку он не учитывал вызовы, которые могли последовать после декриминализации наркотиков, продолжает издание. "Проблема нынешней власти в том, что им сложно принимать решения. Вмешалась Патриархия – они делают шаг назад, протестует гражданский сектор – они делают шаг вперед… Скорее всего это будет закон-полуфабрикат, которым останутся недовольны все стороны", - полагает эксперт. Он также добавил, что считает правильным отмену уголовной ответственности для потребителей наркотиков, однако подчеркивает, что либерализация наркополитики не должна происходить стихийно и бесконтрольно, заключает издание.

Иванишвили вернулся в политику ради Грузии, грузинского народа и достойного будущего

На минувшей неделе съезд правящей партии "Грузинская мечта" избрал миллиардера и бывшего премьер-министра Бидзину Иванишвили председателем партии. Сам Иванишвили заявил, что решение вернуться в политику было достаточно сложным и не входило в его первоначальные планы. В качестве причин такого шага бизнесмен назвал "Грузию, грузинский народ и достойное будущее".

Он также обратил внимание на "плачевную экономическую ситуацию в стране", "деструктивную кампанию оппонентов", а также противоречия внутри власти. Со всеми этими проблемами Иванишвили пообещал бороться, пишет упомянутая газета "Резонанси" в статье ივანიშვილმა დაბრუნების 3 მიზეზი დაასახელა: სიღარიბე, ოპოზიცია და შიდა გაუგებრობა „ოცნებაში“. Таким образом Иванишвили, негласно управлявший страной в последние годы, вернулся в политику официально. В последние годы бизнесмен стал реже появлялся на публике, хотя периодически, во время предвыборных кампаний, выражал поддержку партии власти. При этом Иванишвили категорически отвергал возможность возвращения в грузинскую политику. О том, что решение "патрона" изменилось объявил премьер-министр Георгий Квирикашвили еще 26 апреля. Он сам и его соратники не скрывали своего восторга и называли в качестве причины возвращения основателя партии стремление обновить и усилить "Грузинскую мечту", "превратить ее в политическую единицу европейского типа, тем самым еще более способствовать реформам в государстве", напоминает издание.

Однако оппозиция объясняет возврат Иванишвили масштабным кризисом, который охватил как правящую партию, так и страну в целом. Кроме того, ситуация стала усложняться в последние месяцы, когда все более очевидными стали разногласия между представителями "Грузинкой мечты", которые вылились, в частности, в публичные перепалки в парламенте. При этом для многих экспертов и аналитиков возвращение Иванишвили стало неожиданным. По словам Гии Нодии из Университета Илии, оно больше похоже на спонтанный шаг, причину которого политолог также видит во внутрипартийном кризисе. "Тип неформального правления, который Иванишвили демонстрировал в последние годы, оказался неэффективным. Он редко появлялся на публике, непосредственный доступ к нему был лишь у нескольких лидеров партии.  А рядовые депутаты ощущали дефицит Иванишвили. Для них он - объединяющая сила, авторитет, им важно было понять, что ему нравится, а что - нет, каким мандатом обладают лидеры партии", - полагает Нодия.

В свою очередь директор Центра международных учений Ника Читадзе полагает, что главная причина возвращения Иванишвили - стремление покончить с обвинениями в неформальном правлении. По его словам, кризис внутри правящей команды можно было бы решить и кулуарно. Кроме того, президентские выборы партия также могла бы выиграть и без возвращения Иванишвили. По этой причине Иванишвили просто вышел из тени, чтобы открыто руководить партией и государством. При этом эксперт полагает, что его возвращение в целом в стране ничего не изменит, так как за последние годы накопилось столько проблем, что решить их одной личности, какой бы харизматичной она не была, уже не под силу, заключает издание.