Смена власти в Армении не способствует урегулированию карабахской проблемы
Читать на сайте Вестник КавказаОзвученное на минувшей неделе стремление нового премьер-министра Армении Никола Пашиняна добиться того, чтобы Нагорный Карабах был признан на международном уровне, трудновыполнимо. Очевидно, изучив карабахский вопрос, напрямую связанный с напряженными межнациональными отношениями армян и азербайджанцев, Пашинян скорректирует собственную риторику.
Со времени последнего обострения ситуации в апреле 2016 года риторика Пашиняна не претерпела существенных изменений. Если ранее политик заявлял о нецелесообразности со стороны Армении соблюдать режим прекращения огня, то после избрания на пост премьер-министра он скорректировал свою позицию, сделав ее более неопределенной. Тем не менее стремление Пашиняна "преодолеть стереотипы" подразумевает желание утвердить Нагорный Карабах в качестве стороны-участницы переговорного процесса и тем самым избежать прямой конфронтации Армении и Азербайджана.
Никол Пашинян – человек новой политической формации, не связанный с карабахским кланом. Но он не может игнорировать то, что нынешняя Армения представляет собой результат многолетнего руководства прежней политической элиты, наследие которой отразилось на национальном самосознании. Заявление о сдаче оккупированных районов, демонстрация лояльности в отношении руководства Азербайджана на данный момент для Пашиняна сродни политическому самоубийству. Не стоит забывать о необходимости поддерживать уровень популярности, благодаря которой Пашинян сумел взойти на политический олимп республики.
Нынешняя Армения придерживается политики сохранения действующего статуса Карабаха и не готова принимать предложения по возврату оккупированных территорий. Соответственно, в ближайшие полгода или год ожидать качественного изменения формата урегулирования карабахского вопроса ожидать не стоит.
Стоит также учесть немаловажный кадровый вопрос, так как очевидно, что в команде Пашиняна нет человека, способного развивать внешнюю политику Армении. Учитывая внешнеполитические реалии республики, в которых львиную долю занимает вопрос урегулирования карабахской проблемы, Пашинян должен в ближайшее время (три-четыре месяца) отыскать политиков, которые смогут взять на себя ответственность и представлять Ереван на переговорах по карабахскому урегулированию, хотя изменение формата переговорного процесса маловероятно.
На что рассчитывает Пашинян? "Народный" премьер, чей политический успех во многом стал результатом поддержки со стороны населения республики в ходе многочисленных протестов и демонстраций, нуждается в поддержке руководства самопровозглашенной НКР (Нагорно-Карабахской Республики). Если в эпоху Саргсяна власть политической элиты самопровозглашенной республики носила скорее условный характер, то сегодня у нее появляется реальная возможность действовать более самостоятельно, на что рассчитывает Пашинян, для которого на данный момент приоритетным остается прояснение отношений с Россией. Должно пройти время, чтобы новое руководство республики приступило от слов к делу и подтвердило ранее заявленное стремление сохранить тесную экономическую и военную интеграцию со своим первостепенным партнером. Не случайно 8 мая, еще не став премьером, Пашинян назвал одной из главных задач вопрос углубления отношений России и Армении, которые "должны быть выстроены на основе дружбы и равноправия".
Однако Азербайджан справедливо не согласится на присутствие за столом переговоров представителей Нагорного Карабаха, так как фактически за весь период президентства Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна граница политического пространства межу Арменией и Карабахом была формальной. Соответственно, Баку если и пойдет на диалог с карабахскими армянами относительно их статуса, то это будет только после вывода вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана. Важно учитывать и тот факт, что Нагорный Карабах не является общепризнанной стороной конфликта, соответственно не обладает легитимным участием. Таким образом, говорить об участии третьей стороны конфликта, которой, юридически не существует, по меньшей мере, абсурдно. В случае участия представителей армянской общины НКАО (Нагорно-Карабахской автономной области) справедливым будет участие азербайджанской общины бывшей автономии.
Несмотря на желание сохранить популярность, Пашинян воздержится от одностороннего признания "независимости" Нагорного Карабаха осознавая вероятные дипломатические последствия. В эпоху активной международной санкционной политики Армения остается крайне уязвимой. Дестабилизация обстановки вокруг Карабаха так или иначе затронет интересы России, от которой Армения зависит в области безопасности. Очевидно, что будущий вектор внешнеполитического развития Армении должен ориентироваться на благоприятные международные отношения в закавказском регионе, где качественная смена устоявшейся парадигмы возможна лишь после примирения Армении с Азербайджаном и Турцией.