Французское вмешательство не сможет стабилизировать Ближний Восток

Читать на сайте Вестник Кавказа

Президент Франции Эммануэль Макрон посетил Вашингтон, чтобы встретиться со своим американским коллегой Дональдом Трампом. Оба лидера попозировали для прессы и пообещали улучшить сотрудничество между странами в различных областях. Как пишет турецкая "Сабах" в статье French touch may not help stabilize the Middle East, ранее Трамп не стремился, в отличие от своих предшественников, к укреплению трансатлантического сотрудничества. Теперь ожидается, что визит Макрона усилит сотрудничество. Будучи молодым и амбициозным лидером, Макрон выразил готовность играть более значительную роль в мировой политике. Он хочет вернуть Франции статус дипломатической великой державы, влияние которой в ЕС было сведено на нет под руководством канцлера Германии Ангелы Меркель. Теракты в Париже, Ницце и других местах также ослабили позицию Франции в Европе.

Хотя Трамп ожидает, что Франция сыграет более значительную роль в ближневосточной политике, чтобы уравновесить влияние России и Ирана, участие Макрона может иметь негативные последствия. Макрон отчаянно нуждается в успехе, чтобы укрепить свою политическую позицию как во внутренней политике, так и на международной арене. Трамп также нуждается в партнере, чтобы выполнить некоторые из непомерных обещаний, которые он дал арабским странам Персидского залива и Израилю.

До сих пор страх перед Ираном был символическим моментом, используемым Вашингтоном для консолидации финансовой и политической поддержки Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. Однако неправильно рассчитанный ход может стать катастрофой для всех сторон, вовлеченных в дипломатический конфликт.

Более широкое сотрудничество в ближневосточной политике может служить интересам обоих лидеров, но уровень риска на этом фронте слишком высок. Отказ от Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) - ядерного соглашения с Ираном может спровоцировать региональную войну, которая приведет к неожиданным последствиям.

Трамп хочет сотрудничать с мировыми лидерами, чтобы выйти из СВПД, но другие европейские страны не заинтересованы в крахе ядерной сделки с Ираном. Европейские и американские приоритеты противоречат друг другу в вопросе СВПД и саммит Макрона-Трампа может быть недостаточным для устранения разрыва в этом вопросе.

Администрация Трампа не желает больше инвестировать в безопасность Европы. Трамп также пытается избежать многосторонних вопросов и повесток дня и поддерживать дипломатические отношения своей страны на двустороннем уровне.

Поездка Меркель в Вашингтон также была значительным шагом, но не имела такого охвата как визит Макрона. Это был первый приезд Меркель в Вашингтон после ее переизбрания. Главной проблемой для Меркель остается уязвимость европейской безопасности, которая была ослаблена из-за политических предпочтений Трампа. Несмотря на свои усилия, Трамп и Меркель не смогли сгладить разногласия политических видений. Трамп все еще злится из-за торгового преимущества Германии в двусторонних экономических отношениях. В свою очередь, раскол в трансатлантических связях работает в интересах России и Ирана. Германия не будет предоставлять дипломатическую поддержку планам Трампа на Ближнем Востоке, потому что эти планы не служат повестке дня либеральных ценностей и стабильности в регионе.

Партнерство Трампа и Макрона может превратиться в отношения, подобные тем, которые когда-то были между президентом США Джорджем Бушем и премьер-министром Великобритании Тони Блэром, которые несут ответственность за войну в Ираке. Кроме того, политика Блэра отделила Великобританию от других крупных держав ЕС. Макрон, похоже, заинтересован в том, чтобы пойти на дипломатические риски на Ближнем Востоке. Однако его смелые дипломатические инициативы могут привести к более широкому расколу в трансатлантических отношениях, что повлечет большую нестабильность на Ближнем Востоке. Усиление двусторонних дипломатических отношений с Францией может быть выгодным шагом для Трампа, но на данный момент эти отношения вряд ли можно назвать надежными для Макрона.