Урегулирование армяно-турецких противоречий в руках двух народов
Читать на сайте Вестник КавказаРазжигание вражды между тюрками и армянами, между азербайджанцами и армянами было и остается инструментом политики крупных государств. Очевидно такая политика приносит дивиденды мощным геополитическим игрокам, но все больше отдаляет друг от друга турок и армян, которые становятся исполнителями чужой воли.
Турки и армяне – два близких народа, веками жившие вместе. Сегодня ситуация в Армении меняется. Найдет ли в себе силы новое правительство Армении закончить вражду, перестать претендовать на соседние территории, изменить агрессивную политику на миролюбивую? Шанс такой есть. Первым шагом на пути нормализации армяно-турецких в целом и армяно-азербайджанских отношений в частности мог бы стать вывод армянских войск из Карабаха. Урегулирование армяно-азербайджанского конфликта не только позволит обеспечить мирное и безопасное развитие двух народов, но и ощутимо улучшит атмосферу безопасности во всем регионе. Сам же Карабах станет не местом раздора, а территорией мира и процветания. Карабахская земля не уступает по своей красоте Швейцарии, а армяне и азербайджанцы, веками вместе жившие на этой территории, мало чем отличаются от европейцев. Единственная возможность примирения народов находится в их собственных руках.
Когда-то об этом говорил армянский журналист, колумнист, главный редактор турецко-армянской газеты "Агос", один из лидеров армянской диаспоры в Турции Грант Динк, который был убит 19 января 2007 года.
"Мы два больных общества - армяне и турки. Армяне живут воспоминаниями о травме 1915 года, а турки с предубеждением относятся к армянам. Это похоже на клинические проявления паранойи. Кто вылечит нас? Решение французских сенаторов? Решение американских сенаторов? Кто выпишет рецепт больным? Кто наш доктор? Армяне - врачи турок, а турки - врачи армян, диалог - это единый рецепт. Другого решения нет.
Я обращаюсь к армянской диаспоре: не зацикливайтесь на событиях 1915 года, не привязывайте себя к ним, не ждите от мирового сообщества признания геноцида. Это история, это горе, пережитое нашими предками. В Анатолии есть хорошая поговорка есть: горе надо пережить с честью и гордостью, не делая из мухи слона, не устраивая маскарада.
Я обращаюсь к людям всего мира: ваше признание геноцида для меня ничего не значит.
Разве армяне не убивали турок. Убивали в 1918. Месть? Ненавижу это слово. Было это и прошло.
Я обращаюсь к туркам: подумайте, почему армяне так упрямо стоят на своем. Может быть это проявление гордости? Я обращаюсь к армянам: подумайте, почему турки не считают события 1915 года геноцидом. У них есть своя гордость и честь".