На Карабахском фронте без перемен: Саргсян ушел, оккупация остается

Читать на сайте Вестник Кавказа

Новая власть в Армении в лице Никола Пашиняна - молодого ереванского политика, выходца из команды первого президента Левона Тер-Петросяна и неутомимого борца с правлением карабахского клана Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна - по всей видимости, не намерена как-либо менять внешнюю политику своих же собственных внутриполитических противников в отношении урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Об этом свидетельствуют заявления соратников Никола Пашиняна по парламентской фракции "Елк" и партии "Гражданский договор", с которыми говорили сегодня корреспонденты "Вестника Кавказа".

Арарат Мирзоян, депутат от "Елк" и член правления "Гражданского договора" прежде всего заявил, что в урегулировании карабахского конфликта команда Никола Пашиняна не планирует никаких радикальных перемен. "Все будет происходить в рамках Минской группы ОБСЕ, мы продолжим контактировать с сопредседателями МГ ОБСЕ и будем придерживаться рамок этого переговорного процесса", - сказал он.

При этом оппозиционный депутат, повторяя слова той власти, которую "Елк" и "Гражданский договор" стремятся изгнать из Армении, обвинил в неурегулированности конфликта не сам карабахский клан Кочаряна и Саргсяна, а Азербайджан. "Что я хочу подчеркнуть – для переговоров и компромисса нужна воля и готовность к этому компромиссу, о чем на данный момент риторика властей Азербайджана не говорит. Мы все время слышим угрозы атаки не только на Нагорный Карабах, но и на границы Республики Армения, что неприемлемо", - воспроизвел Арарат Мирзоян стандарты саргсяновской пропаганды.

Его коллега Лена Назарян ограничилась обещанием придерживаться переговоров с Баку. "Мы считаем, что этот вопрос должен решиться абсолютно мирным путем, другого варианта решения проблемы мы не видим и будем продолжать переговоры. Уже более детально сам Никол Пашинян скажет, когда станет премьер-министром", - пообещала она.

Между тем Никол Пашинян уже озвучивал в преддверии выборов 1 мая и на самом провальном заседании парламента позицию по Карабаху, повторяя слова своих прямых политических врагов из карабахского клана, с которыми он боролся последние 11 лет и по вине которых даже провел 1,5 года в тюрьме. "Наша задача – укреплять армию, повышать уровень боеготовности. Это путь по возвращению Азербайджана в конструктивное русло", - переложил он вину за нерешенность карабахской проблемы и блокаду армянских границ с Саргсяна на Баку.

О намерении продолжать политику "партии войны", чьим филиалом, по сути дела, оказывается теперь "Елк", говорят и планы будущей новой власти на разблокирование границ. Арарат Мирзоян прямо сказал, что "этого вопроса на повестке дня нет", добавив, что и в отношении возвращения Армении в региональную экономику в целом "никакие конкретные шаги не обсуждаются".

Лена Назарян воспроизвела стандартную позицию Еревана по границам последних лет. "Мы готовы с Турцией открыть границы и восстановить дипломатические отношения, но сейчас Турция не хочет идти на эти переговоры. Быть может, в будущем появится шанс вернуться к этому вопросу, и я очень надеюсь, что Армения будет иметь действительно хорошие дружеские отношения со всеми соседями", - сказала депутат фракции "Елк", отметив, что для развития экономики команда Пашиняна планирует использовать связи с Грузией и Ираном.

Сам Никол Пашинян 1 мая в парламенте заявил, что "происходящее в соседней стране не оставляет места оптимизму, мы не можем сказать, что в ближайшее время можем разблокировать границы", вновь сняв ответственность за закрытые границы с той власти, на смещение которой он в эти дни поднял большинство армянских граждан. По его словам, Армении для выживания придется смириться с этим, то есть с собственным нежеланием урегулировать нагорно-карабахский конфликт, и рассчитывать только на границы с Грузией и Ираном.

Таким образом, смена власти в Армении может ничего не изменить, даже смена кровно заинтересованного в оккупации азербайджанских территорий карабахского клана и его стареющих лидеров (Роберту Кочаряну и Сержу Саргсяну по 63 года) на молодое поколение ереванских политиков (Николу Пашиняну, несмотря на живописную седую бороду, - 42 года, Арарату Мирзояну - 38 лет). Можно предположить, что эти заявления делаются только для, как выразился сам Пашинян, облегчения "нежного" перехода власти в новые руки и в будущем название "Елк" ("выход") станет символом выхода из карабахского тупика – но с той же вероятностью можно предположить и несменяемость властной оккупационной идеологии при формальной сменяемости власти: название и лица сменятся, но план на сохранение статус-кво и силовое противостояние останется.