Последний день карабахского клана?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Завтра армянский парламент должен избрать нового главу государства, которым, по Конституции, является премьер-министр. Единственным претендентом на этот пост стал 42-летний Никол Пашинян, со студенческой скамьи выступающий против власти предержащих. В апреле Пашинян стал лидером уличных протестов в Армении, возглавив тех, кто выступал против назначения премьером бывшего президента Сержа Саргсяна. После отказа всех парламентских фракций, кроме возглавляемой Пашиняном фракции "Елк", предложить кандидатуры на премьерский пост, оппозиционер оказался единственным кандидатом. Для избрания ему потребуется голоса 53 депутатов. У правящей РПА в парламенте 58 мандатов, у блока "Царукян" - 31, у возглавляемой Пашиняном фракции "Елк" - 9, у бывшей коалиционной партии "Дашнакцутюн" - 7.

Фракции "Дашнакцутюн" и "Царукян" уже пообещали поддержать Никола Пашиняна, и теперь вопрос только в том, сколько депутатов РПА оппозиции удастся склонить на свою сторону. Лейтмотивом комментариев накануне предстоящих в парламенте выборов стал следующий - не поддержать Пашиняна, вне зависимости от личных политических пристрастий и симпатий, означает автоматически поддержать чиновников-клептократов и бандитов-феодалов. Речь идет о так называемом карабахском клане, который некоторые эксперты склонны считать военной хунтой полевых командиров незаконных вооруженных формирований армянских сепаратистов Нагорного Карабаха.

Слухи о том, что люди, пришедшие  тогда к власти в Армении, сделали это с помощью истребления оппонентов, поползли еще в октябре 1999 года, когда террористы, ворвавшиеся в Национальное собрание, убили восемь оппозиционных карабахскому клану политиков - председателя парламента Карена Демирчяна, премьер-министра Вазген Саркисяна, вице-спикеров Юрия Бахшяна и Рубена Мирояна, министра по оперативным вопросам Леонарда Петросяна и депутатов Арменака Арменакяна, Микаэла Котаняна и Генриха Абрамяна. Уже в ночь после теракта стали распространяться слухи, что главой заговора и инициатором убийства лидеров правящего блока выступил президент Армении Роберт Кочарян. В его адрес тогда прозвучали практически открытые обвинения в причастности к теракту. 

Сегодня карабахский клан, два десятилетия находившийся у власти, окончательно исчерпал лимит доверия народа. Теперь это не молодые полевые командиры, только что выигравшие войну, а пожилые, больные, уставшие бюрократы, погрязшие в коррупции и мелких дрязгах, говорят наблюдатели. За годы нахождения у власти карабахский клан для многих жителей Армении стал символом коррупции. Так, по данным газеты "Наша версия", еще при президенте Роберте Кочаряне печально прославился депутат парламента Сашик Саргсян – брат занимавшего тогда должность главы администрации президента Сержа Саргсяна. Этот бывший директор автогазозаправочной станции стал одним из богатейших людей Армении, владельцем многопрофильного холдинга "МультиЛион" и другом самого известного армянского вора в законе Армена Казаряна, через которого был связан с "отмыванием" денег и наркотрафиком. Сашик Саргсян также владел сетью газозаправочных станций вместе с другим местным олигархом – Гагиком Царукяном, который хотя и не принадлежал к карабахскому клану, свои бизнес-интересы отстаивал жестко. Тогда Сашик заказал убийство своего партнера, правда, Роберт Кочарян в итоге помирил заказчика и жертву.

Сашику Саркисяну приписывают и эпохальный комментарий о событиях в парламента 1999 года: "Мы стольких людей в парламенте не для того положили, чтобы сегодня так просто отдать власть другим", а также его собственный комментарий этих слов: "Я ж не осел, такое говорить… Зачем мы должны грехи Роба (Роберта Кочараяна, - прим.ред) брать на себя?“

С учетом подобных "политических традиций" понятно, что уход Сержа Саргсяна неизбежно приведет к масштабному переделу собственности в стране. Финансистом карабахского клана называют Самвела Карапетяна, основателя группы компаний "Ташир", одного из богатейших людей России. Основанный им фонд "Клуб инвесторов Армении" был готов вложить в армянскую энергетику более миллиарда долларов. Именно с ним несколько дней назад встречался и.о. премьера Карен Карапетян, который, кстати, отказался встречаться с Николом Пашиняном.

Карабахский клан всегда выдавал себя за единственного и неповторимого союзника России, выбивая у Москвы преференции для страны как для стратегического партнера в Закавказье, но пользуясь ими для личного обогащения. Лидеры клана, среди которых были президенты Серж Саргсян и Роберт Кочарян, обращались за помощью к РФ в кризисных ситуациях зачастую из конъюнктурных соображений. И именно Роберт Кочарян, пожалуй, лучше всех объяснил, почему его клан так цеплялся за власть: "Чего требует Никол Пашинян? Дайте мне власть сейчас, немедленно! Власть — это не чемодан, чтобы его взять и передать. Это конкретные люди, парламент, депутатский корпус, у них тоже есть самолюбие".