Интервью, 21:00, 29 апр 2018 (UTC+3 MSK)

Баграт Асатрян: "Ереван должен развивать отношения с соседями"

Читать на сайте Вестник Кавказа

Основной вопрос, который беспокоит российское политическое и экспертное сообщество в связи с событиями этой недели в Армении, начавшимися после отставки лидера карабахского клана Сержа Саргсяна с руководящего поста премьер-министра республики и продолжившимися объединением всей армянской оппозиции, включая крупнейшую партию "Процветающая Армения" вокруг прозападного политика Никола Пашиняна, - это вопрос будущих отношений нового Еревана с Москвой. О том, каковы угрозы от перехода власти из рук Саргсяна в руки лидеров народного протеста для российско-армянских контактов, "Вестник Кавказа" побеседовал с экономист,ом экс-главой Центробанка Армении Багратом Асатряном.

- По вашей оценке, создает ли какие-либо угрозы смещение Саргсяна и ожидаемый приход к власти объединившейся оппозиции для союзнических отношений Армении и России?

- Нет абсолютно никаких угроз. В последний период у нас было распространено такое мнение, что Саргсяна держит у власти Путин, и все беды, которые у нас происходили на протяжении последних лет, увязывали с Россией. Но оппозиция смотрит на вещи более разумно, более реалистично относится ко всем вопросам, в том числе к вопросу армяно-российских отношений. Россия не только наш экономический партнер, это стратегический партнер, который играет серьезную роль в системе безопасности Армении. Хотя в нашем обществе есть определенное недовольство, связанное с поставками оружия Азербайджану.

- Есть ли у армянских политических сил общее видение отношений с Россией и каково оно?

- В военно-стратегическом отношении никто альтернативного мнения не выражает, но в плане экономических отношений есть вопросы. Армения развивает отношения со странами ЕС. Не имея общей границы с Россией, мы должны дифференцировать экономику, именно поэтому в конце прошлого года Армения подписала соглашение с Евросоюзом. Мы должны также развивать отношения с соседями, с которыми сейчас есть проблемы. Это поможет развитию нашей страны. Ситуация, сложившаяся за время правления уходящей власти, была плачевной. Сейчас Армения – самая нищая страна в регионе. Никогда армяне не были такими нищими на протяжении своей истории. Вот до чего страну довели эти люди!

- Присутствовала ли антироссийская тема в протестном движении на этой неделе?

- Протестное движение было направлено на внутренние проблемы. Оно не было связано с другими странами и с другими вопросами. Это движение целиком и полностью нацелено на преодоление тех проблем, которые есть в нашем обществе: коррупция, политическая коррупция, беззаконие, монополизация, срастание бизнеса с властью. В Армении много проблем, и люди поднялись, чтобы эти проблемы были решены. Надеюсь, теперь те, кто пришел к власти нелегитимными путями, образумятся и встанут на сторону народа, поддержат тот выбор, который делает народ.

- Как в Армении оценивают теперешнюю позицию России по отношению к происходящим демократическим процессам?

- Я изучал российскую прессу, на РБК, например, выступал представитель прежней власти - говорил глупые вещи. В России некоторые усматривают в событиях в Армении отголоски цветных революций. На самом деле это не так. Заявления представителя МИД России Марии Захаровой и пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова были позитивным У Захаровой – более эмоциональное в положительном смысле, у Пескова – более формальное, дипломатическое. Надеюсь, голос армянского народа, протестующего в отношении олигархов, приближенных к власти, будет услышан в России, и все процессы пойдут более спокойно. Народ уже сделал свой выбор, и сейчас парламент должен буквально оформить то, чего требует все общество. Вчера митинг в Гюмри собрал огромное количество народа. Такого в Гюмри никогда не было, и с этим надо считаться, думать о развитии, думать о будущем.

- Чего ждет от России новая, постсаргсяновская Армения?

- С этим вопросом надо обращаться к молодым. Надеюсь, уже во вторник у нас будет новый премьер-министр. Лично я ожидаю более взвешенных, более солидных, взаимовыгодных отношений в Россией. Я всегда придерживался прозападной ориентации, и считаю, что множество наших проблем имеют советские корни. Речь о той же коррупции, о роли и месте власти в обществе, о воспроизводстве власти.