Вопрос владения бакинской нефтью был вопросом выживания большевистского режима
Читать на сайте Вестник КавказаНа историческом факультете МГУ прошел научно-практический круглый стол "Русская революция и история Азербайджанской Демократической Республики: взгляд через столетие", участники которого обсудили исторические судьбы Азербайджана и России в ХIX-XXI веках, вклад лидеров Азербайджанской Демократической Республики (АДР) в формирование азербайджанский государственности, проблемы источниковедения и историографии АДР, русскую революцию и вопросы национального самоопределения и образования АДР, Закавказье в условиях гражданский войны в 1917-1918 годы, значение российского образования в формировании светский интеллигенции Азербайджана.
О роли нефти в период АДР рассказал доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Валерий Степанов.
"Получив в распоряжение нефтяные ресурсы Апшеронского полуострова, главное национальное богатство Азербайджана, правительство пыталось использовать его для укрепления экономического и политического положения республики. Правительство сразу отменило все нововведения, которые внесла в нефтяное дело советская власть, в частности, акт о национализации промышленности, а все промышленные объекты были возвращены прежним хозяевам. С целью пополнения бюджета было принято постановление о взимании акциза с нефти и нефтепродуктов. Был налажен регулярный товарообмен с Грузией. В ответ на поставки нефти Азербайджан получал деньги, продовольствие и товары первой необходимости. Подобный бартер был налажен и с другими странами, например, с Италией. В обмен на нефть республика получала из этой страны военное обмундирование и снаряжение. Также был заключен договор с Американской военной миссией о еженедельных поставках мазута в обмен на продовольствие", - рассказал Степанов.
Однако правительство АДР не могло полностью распоряжаться нефтяными ресурсами – проходилось делиться нефтяными запасами с союзниками, которые исходили из своих национальных интересов. "Когда турецкая армия вошла в Баку, начался вывоз нефтепродуктов по Закавказской железной дороге через Батуми в Турцию. Поток нефтепродуктов и нефти был настолько велик, что цены в Стамбуле на нефть упали в 10 раз - абсолютно беспрецедентный случай для того времени. Но турки недолго пребывали в бакинском регионе, их быстро сменили британцы. Великобритания признала молодую республику, гарантировала ее независимость, но при этом добилась очень серьезных уступок в свою пользу - они установили полный контроль над транспортировкой и продажей нефти. В Грузии британские войска заняли Тифлис и Батум, что позволило им контролировать Закавказскую железную дорогу.
Из всех нефтепродуктов на свободный рынок был допущен только керосин. Но его продажа не могла покрыть издержки нефтяных компаний, которые из-за политики британцев терпели убытки. Причем британцы приобретали нефть по цене на 25% ниже рыночной мировой и отправляли ее без уплаты акциза, то есть ничего не платили в фонд Республики. Они установили в Батуми свою вывозную пошлину на нефть, которую вывозили частные предприниматели с их разрешения. То есть получили в свое распоряжение солидный финансовый ресурс.
Британцы не стремились вывезти максимальное количество нефти, что было вряд ли возможным. Они стремились, прежде всего, удовлетворить собственные потребности в горючем. В частности, Средиземноморский флот англичан широко использовал именно бакинскую нефть. При этом англичане ревностно оберегали свою нефтяную монополию в бакинском регионе. Они препятствовали своим союзникам, Франции, США и другим странам получить доступ к бакинской нефти. Более того, они запретили доступ в Азербайджан своему союзнику - Добровольческой армии. Было сделано официальное заявление, что все российские предприятия, пути сообщения, имущество, находящееся на территории АДР, находится под британской юрисдикцией. Конечно, британцы категорически запретили вывоз нефти в Россию, которая ранее была традиционным рынком сбыта для бакинской нефти".
При этом Степанов акцентировал внимание на том, что Азербайджан всегда был неотъемлемой частью экономического организма России: "Поддерживались тесные экономические связи, регулярные поставки на российский рынок. Утрата этого рынка сбыта тяжело ударила по бакинской нефтяной промышленности. Но и правительство советской России не стремилось к какому-либо тесному контакту с молодой республикой, поскольку не признавало ее и считало территорию Азербайджана неотъемлемой частью РСФСР.
К ноябрю 1919 года относятся знаменитые слова Ленина о топливном кризисе, который необходимо преодолеть любой ценой. Чтобы покончить с хозяйственной разрухой, нужна была нефть. Вопрос владения бакинской нефтью был вопросом выживания большевистского режима, потому что нужны были энергоносители. Поэтому вторжение в АДР в апреле 1920 года было предпринято несмотря на начавшуюся тяжелую войну с Польшу, которая требовала от советской республики мобилизации всех сил. Известие о захвате Баку было с большим энтузиазмом встречено в Москве. 20 апреля в одном из своих выступлений Ленин заявил: ”Мы теперь имеем такую экономическую базу, которая позволит оживить всю нашу промышленность”.
Ресурсы нефтяного бакинского района дали возможность большевикам преодолеть топливный кризис. За навигацию 1920 года из Баку в Астрахань было вывезено 148 млн пудов нефти и нефтепродуктов. Превращение Азербайджана в одну из советских социалистических республик обозначило новый этап в его истории и открыло новую главу в развитии бакинского нефтяного района".