США сворачивают санкционную кампанию?
Читать на сайте Вестник КавказаМинистр финансов США Стивен Мнучин заявил, что администрация президента Дональда Трампа полагает, что последние антироссийские санкции достигли желаемого Вашингтоном эффекта. При этом он предупредил, что американская стратегия в этой сфере будет постоянно корректироваться, в том числе в зависимости от конфиденциальных факторов.
Говоря в эфире телеканала Fox News о введенных в начале апреля ограничительных мерах в отношении России, Мнучин назвал санкции очень важными и очень мощными инструментами. "Мы не боимся применять их", - указал он. "Мы применим эти инструменты, но мы не намерены оглашать на весь мир наш непосредственный ход мыслей на этот счет", - уточнил глава Минфина. "Санкции, которые мы ввели в отношении олигархов и российских политиков, имели необходимый эффект", - заявил он.
"Как говорил президент, мы готовы быть очень жесткими по отношению к России, мы уже это делали", - цитирует Мнучина ТАСС. Глава Минфина США согласился с оценкой относительно того, что "данные санкции в отношении России были более действенными, чем какие-либо до них". "Применяем ли мы военные рычаги или экономические, мы будем постоянно корректировать стратегию в зависимости от вещей, которые, возможно, происходят закулисно и о которых мы не хотим объявлять", - заключил Мнучин.
В свою очередь, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что антироссийская кампания в США выдыхается, хотя ее искусственно подпитывали беспрецедентными санкциями.
Глава МИД отметил, что американские военные не допустят прямого военного столкновения РФ и США. При этом американские политики, по его словам, "подзуживают" руководство своей страны, они требуют "все больше и больше конфронтации, включая материальную конфронтацию". Однако эта антироссийская кампания, по оценками главы российского дипведомства, "все-таки выдыхается". "Искусственно подпитывали ее совершенно беспрецедентными санкциями", - цитирует Лаврова РИА Новости. Рассчитывали, что "подобного рода вещами они нас сподвигнут на принятие их условий дальнейшего развития отношений, но это как минимум недальновидно и наивно", указал он.
Лавров сравнил антироссийскую кампанию с марафоном. "Мне кажется, мы похожее наблюдаем", - сказал он. Хотя "тем, кто эту русофобскую кампанию разыгрывает", "хочется, конечно, наращивать темп, но так можно, и скорее всего так и будет, так можно надорваться", предупредил руководитель внешнеполитического ведомства.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра изучения США имени Рузвельта при МГУ имени М. В. Ломоносова Юрий Рогулев, в Вашингтоне понимают, что санкции создают обоюдоострые проблемы. "Постоянное наращивание санкций ведет в тупик, потому что, делая санкции все более и более серьезными, фактически, страны переходят к торговой войне, после которой следующий шаг – это реальный конфликт. Сейчас мы можем только надеяться, что на нынешнем этапе Вашингтон решил взять паузу. Белый дом отвечал на критику Конгресса, который принял санкционный закон уже довольно давно и сначала требовал ввести какие-либо санкции, а затем усилить их для реального давления на Россию", - напомнил Юрий Рогулев.
"Я думаю, слова Стивена Мнучина говорят о том, что сейчас настал черед сделать паузу и посмотреть, куда это все ведет. Было бы очень хорошо, если это действительно так и будет, хотя сделать стопроцентный вывод, что США сворачивают санкционную компанию против России, пока нельзя. Санкции – это конъюнктурная, политическая вещь, они могут вводиться и сниматься просто по требованию политического момента. Это такой инструмент, который Вашингтон использует постоянно, поэтому нынешняя пауза если и объявлена, то не означает отказа от дальнейшего наращивания санкицонного давления на нас", - предупредил эксперт.
Та же политизированность санкционных инструментов не позволяет точно определить, о каком "эффекте" говорит Мнучин. "Санкции – это элемент давления, и давление должно быть таким, чтобы оно ощущалось. Они посчитали, что давление, оказываемое на наиболее богатых людей и, как они считают приближенных к Кремлю, действительно дало экономический эффект в плане сокращения доходов, падения стоимости акций ряда российских компаний, прежде всего "Русала". Вашингтон этот эффект увидел и, видимо, был им удовлетворен, получив свидетельство того, что санкции возымели свое действие и оказались чувствительными для целого ряда российских структур", - констатировал директор Центра изучения США имени Рузвельта при МГУ имени М. В. Ломоносова.
Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко обратил внимание на обтекаемость заявления Мнучина, сделанного, по всей видимости, в рамках внутриполитической борьбы в США, одним из вопросов которой являются двусторонние отношения с Россией. "Мне кажется, Мнучин озвучивает для своих внутриполитических оппонентов позитивный эффект от санкций. Здесь нет конкретики, поэтому судить, насколько американские прогнозы действительно оправдались, трудно. По крайней мере, предполагалось, что они хотели затормозить развитие российской экономики, торговые отношения России с другими странами, движение финансовых потоков", - перечислил эксперт.
Он подчеркнул, что, безусловно, США, независимо от того, идет речь о внутренних или внешнеполитических делах, слишком увлеклись использованием санкционных инструментов. "Американское восприятие экономики строится на фондовых заимствованиях, и, с их точки зрения, большое значение имеет реакция рынка. Реакция рынка, действительно, была, но практически уже сгладилась. Сейчас США угрожает следующая проблема: если они будут продолжать санкционнную политику, то рынок совсем к ней привыкнет и перестанет на нее реагировать, так как это состояние будет восприниматься рынком как некая обыденность. Напомню, что Штаты пользуются санкционным инструментом в отношении не только России, но и других стран,и в итоге рынок в широком и узком смысле этого слова просто перестанет реагировать на санкционные действия США. Мне кажется, что Вашингтон пока этого не осознает, хотя небольшое торможение все-таки наблюдается, возможно, и по каким-то иным соображениям. В итоге, наверное, к этой мысли США должны прийти", - уточнил старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН.
Эксперт отметил, что когда вводил санкции против России Барак Обама, то он ставил четкие цели, и можно было оценить, выполнены они или нет. "А сейчас заявления, что санкции достигли своих целей, дает достаточно широкое поле для комментариев. Его можно понять как успокоительное для внутриамериканской аудитории. Но в любом случае такое заявление оставляет очень широкое поле для комментариев", - указал Владимир Оленченко.
Точно такая же неопределенность характеризует санкции, введенные в отношении российских политиков и олигархов. "Эти санкции предполагались, поскольку им предшествовал так называемый Кремлевский список, куда все эти олигархи были включены. Но только часть из них попали под санкции. Возможно, они стремились нанести материальный ущерб, снизить инвестиционную или деловую активность этих бизнесменов, которых они называют олигархами. У американцев олигархи - это такое расширительное понятие, которое не совпадает с нами. Поэтому мне кажется правильным называть тех людей, которые попали под санкции, просто российскими бизнесменами в реальном, и не только в реальном секторах. Соответственно, что они хотели, трудно сказать", - заключил эксперт.