Собибор: единственное успешное восстание в нацистском концлагере
Читать на сайте Вестник КавказаВчера во всем мире отмечали День движения Сопротивления, отдавая дань всем противостоявшим фашизму на оккупированных территориях во времена Второй мировой войны. Символом движения Сопротивления стали события в лагере смерти Собиборе, где за неполных полтора года было замучено четверть миллиона человек, в основном евреев. В 1943 году лейтенант Красной Армии Александр Печерский организовал единственное успешное восстание в нацистском концлагере. В нем приняли участие около 400 заключенных, им удалось убить нескольких охранников и через минное поле уйти в лес. Около 80 человек погибли при побеге, 170 были позже обнаружены при облавах и расстреляны, еще около 100 - выданы нацистам или убиты местными коллаборационистами, до конца войны дожили лишь 53 участника восстания.
"В ту эпоху перед людьми, которые оказывались в зоне оккупации, всегда вставал этот вопрос, что делать. Покориться судьбе или восстать, вооружиться и в поединке с целым морем бед отстоять свое право на жизнь? Тема сопротивления неотъемлема от темы коллаборационизма. Целые регионы были коллаборационистскими. Французский Виши, например. Шли на сотрудничество с врагом и наши соотечественники, к сожалению. Основная часть охранников в Собиборе была из числа наших соотечественников, которые перешли на службу к нацистам", - рассказывает директор Института российской истории РАН Юрий Петров.
Однако, по его словам, были и люди из числа советских военнопленных, которым удавалось сбежать и примкнуть к партизанскому движению: "Мы должны сохранять о них благодарную память. Собибор - апофеоз этого движения сопротивления, потому что это была единственная удачная попытка восстания в концлагере, восстания, которое привело к массовому освобождению заключенных и ликвидации этого концлагеря. После этого восстания по распоряжению [рейхсфюрера СС Генриха] Гиммлера лагерь был уничтожен. Для немцев это была пощечина, ведь заключенные, которые предназначались только для газовых камер, сумели организоваться и оказать такое сопротивление".
Говоря об Александре Печерском, Петров заметил, что это фигура, объединяющая все народы, которые участвовали во Второй мировой войне: "Не все заключенные из них выбрали путь восстания. Часть осталась в Собиборе, не ушла. Это что-то вроде стокгольмского синдрома. Возможно, они пытались понравиться палачам и своей лояльностью заслужить право на жизнь. Но это был путь в никуда, потому что после восстания все заключенные были уничтожены. Путь Печерского, путь восстания и сопротивления нацизму - яркий акт Второй мировой войны, которые способен и сейчас играть объединяющую роль и объяснять людям во всех странах Европы и мира, что нацизм - страшное зло".
Характеризуя события 1943 года, президент РГГУ Ефим Пивовар, заявил, что это было не просто восстание: "Были и другие восстания, были мужественные люди, которые вставали в Европе, в гетто, в той же Польше, в Варшаве. Были восстания и на нашей территории. Но среди этих восстаний то, которое было поднято в Собиборе, уникальное. Голыми руками люди в отчаянной борьбе с совершенно несопоставимым по возможностям врагом забирали оружие. Многие погибли после этого восстания. Часть под руководством Печерского пришла в партизанские края и закончила войну победой. Часть была выдана [фашистам] и на украинской территории, и на польской территории, но часть была спрятана и спасена. Коллаборационизм и мужество сочетались, как добро и зло. Они борются друг с другом, но они, к сожалению, сосуществуют".