Москва и Душанбе пришли к полному взаимопониманию по Афганистану

Читать на сайте Вестник Кавказа

Главы внешнеполитических ведомств России и Таджикистана Сергей Лавров и Сироджиддин Аслов по итогам переговоров в Москве подписали программу сотрудничества между министерствами на 2018 год. Неподписанным осталось соглашение о реадмиссии – стороны отложили его на более поздние сроки. Душанбе увязывает подписание этого документа с тремя другими, также касающимися миграционной сферы.

По словам Сергея Лаврова, Москва намерена создать условия для большей правовой защищенности жителей Таджикистана, приезжающих в Россию. "Значительное внимание мы уделяем взаимодействию в миграционной сфере. Ведется работа по усилению правовой защищенности приезжающий в Россию граждан Таджикистана", – сказал глава МИД РФ на встрече с таджикским коллегой.

В конце февраля посол Таджикистана в РФ Имомуддин Сатторов сообщил в Совете федерации, что в Душанбе готовят три соглашения с Россией по проблемам миграции, не уточнив содержания этих документов. Но стало известно, что Душанбе настаивает на подписании с Москвой договора о социальном и пенсионном обеспечении таджикских трудовых мигрантов, которых в России около миллиона. "Москва выражает готовность к страхованию трудовых мигрантов при условии, если таджикская сторона возьмет обязательство присылать в Россию здоровых трудовых мигрантов. Но возникает проблема – подтвердить необходимое состояние здоровья с формальной точки зрения будет несложно сделать в Таджикистане", – сказал в беседе с автором политолог Аркадий Дубнов.

Директор Центра исследований проблем Центральной Азии и Афганистана Института международных исследований МГИМО Андрей Казанцев считает, что вопросы миграции нужно серьезно проработать и решить в интересах обеих сторон. "Не только в плане формальном, но и в неформальном. В России не все довольны существующими условиями для таджикских мигрантов. Есть серьезные националистические силы, которые недовольны самим статусом безвизового режима между РФ и Таджикистаном. Таджикские мигранты хотели бы для себя более благоприятного положения, лучших условий работы, более лояльного отношения к ним правоохранительных структур. Это широкий комплекс вопросов", - отметил эксперт. На вопрос "Вестника Кавказа", могло бы изменить ситуацию в миграционной сфере вступление Таджикистана в Евразийский экономический Союз (ЕАЭС), при том, что в конце прошлого года Сергей Лавров, выступая в Университете ADA в Баку, сообщил, что "в настоящее время рассматривается возможность присоединения Таджикистана к ЕАЭС", Андрей Казанцев сказал: "Вопросы трудовой миграции вступлением в ЕАЭС не решить. Потому что формальные условия пребывания таджикских граждан в России, наличие безвизового режима и сейчас близки к тем, которые будут в случае вступления Таджикистана в ЕАЭС. Главная проблема – неформальные вещи. Например, между Киргизией и РФ есть общий рынок труда, но неформально положение киргизских трудовых мигрантов в РФ ненамного лучше, чем у таджикских. Поэтому именно эту проблему, неформальных условий пребывания трудовых мигрантов, общего отношения к ним принимающего общества, правоохранительных структур, само по себе вступление в ЕАЭС не решит. А что оно может решить? Усилить экономические связи. Но Таджикистан сейчас не очень этого хочет. Потому что у него налажены довольно мощные отношения с Китаем, и он бы не хотел их терять. Плюс он развивает связи со странами Персидского залива, в том числе и в плане трудовой миграции и тоже не хотел бы их потерять. Поэтому Таджикистан хочет сохранить свободу рук в рамках своей многовекторной политики".

Действительно, евразийская интеграция не значится среди приоритетов Душанбе. Таджикский президент Эмомали Рахмон говорит, что это вопрос сложный и с его решением спешить не стоит. Однако время идет, и все больше, похоже, что Рахмон, возможно, обдумывает идти в ЕАЭС или нет, но никуда не спешит. Это его право, конечно, но и у участников экономического альянса есть право иметь в данном вопросе большую определенность. В частности, знать, насколько медлительность Рахмона связана с позицией Китая, влияние которого на Душанбе растет. Впрочем, как ранее сказал президент РФ Владимир Путин, заставлять вступать в ЕАЭС Россия никого не будет.

Что касается Афганистана, то здесь у Москвы и Душанбе полное совпадение интересов и взглядов. В частности, Сергей Лавров и Сироджиддин Аслов подчеркнули, что использование проблем Афганистана внерегиональными игроками в своих интересах недопустимо. На пресс-конференции по итогам переговоров российский министр заявил, что афганская проблематика напрямую затрагивает безопасность России и Таджикистана. "В Афганистане, прежде всего в его северных районах, нарастает активность боевиков ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ). Не уменьшается, а достигает рекордных масштабов наркотрафик, который напрямую подпитывает террористическую и экстремистскую деятельность, – сказал Лавров. - Мы также отметили недопустимость попыток некоторых внерегиональных игроков использовать очень сложную ситуацию в этой стране для достижения своих узкокорыстных целей, для продвижения односторонних, несвязанных с интересами региона повесток дня".

"Россия и Таджикистан заинтересованы в максимально быстром и мирном разрешении афганских проблем, причем, их позиции близки в плане того, что ключевую роль в этом решении должны сыграть региональные игроки. Также есть полное совпадение взглядов по поводу того, что угрозы безопасности из Афганистана не должны пересечь таджикско-афганскую границу. Здесь роль играют такие структуры как ШОС, ОДКБ, располагающаяся на территории Таджикистана 201-я российская военная база", – сказал "Вестнику Кавказа" Андрей Казанцев.

Именно эта позиция – проблему Афганистана должны решать региональные игроки - была отражена в Ташкентской декларации, принятой по итогам международной конференции по Афганистану "Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие", которая состоялась в Ташкенте в конце марта. Кстати, Сироджиддин Аслов в своем выступлении отметил, что Таджикистан мог бы поделиться накопленным опытом в налаживании отношений между официальными властями и вооруженной оппозицией.