Узбекистан претендует на роль регионального лидера
Читать на сайте Вестник КавказаРезультаты перемен, которые произошли в Узбекистане в последние полтора года, заметны еще при подлете к Ташкенту. В самолете вам сообщат, что вы прибываете в международный аэропорт им. первого президента Ислама Каримова и для вас организован "зеленый коридор". Новый президент Шавкат Мирзиеев, заступивший на пост 4 декабря 2016 года, провозгласил политику открытости, не умаляя заслуг первого президента Ислама Каримова, именем которого названы проспекты, университеты, школы, установлены памятники. Тем не менее черта между прошлым и настоящим проведена.
За полтора года пребывания у власти Шавкат Мирзиеев переформатировал не только внутреннюю политику страны, но и региональную. Он провел административную и кадровую реформы, объявил курс на либерализацию экономики. Одним из последних указов, президент преобразовал Службу национальной безопасности в Службу государственной безопасности (СГБ). Всесильный глава СНБ Рустам Иноятов еще в феврале был оправлен в отставку. Эксперты говорят, что это было необходимо для дальнейших экономических преобразований. В руководство СГБ пришли близкие президенту люди из прокуратуры. Эксперты отмечают, что в кадровой политике Шавкат Мирзиеев опирается на семью. У него нет сыновей, только три дочери. Поэтому свою администрацию и силовой блок он укрепил зятьями. Кроме этого он вернул во власть бывших ссыльных руководителей, попавших в свое время в немилость президенту Каримову, а также молодых технократов, не претендующих на политическое влияние.
Наиболее интересным для Узбекистана представляется опыт Южной Кореи. Наверное, не случайно в систему управления привлекаются именно корейские специалисты. Используется опыт и других стран, например, России, Казахстана и даже Грузии. Реформировать налоговую систему Узбекистана пригласили бывшего премьер-министра Грузии, члена экономической команды Михаила Саакашвили Нику Гилаури. Но грузинские эксперты назвали это решение "первой ошибкой Мирзиеева".
В экономике Миризеев провел либерализацию валютного рынка. Он объявил о курсе на экспортно-ориентированное развитие страны, что должно способствовать привлечению иностранных инвестиций, формированию свободных экономических зон с льготным режимом работы. Для этого Узбекистану нужны рынки экспорта растущих объемов продукции. Узбекистан может предложить природный газ, хлопок-волокно, уран, цветные металлы, цемент, плодоовощную продукцию, а также автомобили и запчасти к ним. Приоритетным направлением во внешней политике Шавкат Мирзиеев объявил Центральную Азию.
За полтора года узбекскому президенту удалось решить вопросы, которые превратились было в нерешаемые проблемы. В частности, почти полностью демаркирована и делемитизирована государственная граница с Киргизией и Таджикистаном. Осталось определить только по 10% границы с обоими государствами, но это самые сложные участки, которые требуют дополнительных консультаций. Восстановлено авиасообщение, открыта автодорога из Узбекистана в Китай через Киргизию. Рассматривается строительство аналогичного железнодорожного участка. С Туркменистаном достигнута договоренность по выходу Узбекистана на Кавказский коридор. В Казахстан, Киргизию и Таджикистан Узбекистан переносит энергоемкие предприятия. Словом, идет движение во все стороны во всех сферах. По словам самого Мирзиеева, Узбекистану удалось растопить 20-летний лед в отношениях с соседями.
Но у Узбекистана есть еще одна немаловажная цель – вернуть некогда утерянные позиции лидера региона. Это не призрачные надежды. Состоявшаяся в Ташкенте в конце марта конференция по урегулированию ситуации в Афганистане была поддержана ООН, Россией, ЕС, США и другими странами. В мероприятии приняли участие представители более 20 государств и организаций, в том числе президент Афганистана Ашраф Гани, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, глава европейской дипломатии Федерика Могерини, замгоссекретаря США Томас Шеннон и другие видные и влиятельные лица.
Министр иностранных дел Узбекистана Абуллазиз Камилов, отвечая на вопрос автора статьи, отметил, что "в Афганистане наступает благоприятный момент, когда нужно решить эту застарелую проблему, в противном случае все опять затянется до бесконечности, и многое зависит от внешних игроков, которые должны обеспечить условия или хотя бы не вмешиваться в процесс". Другой респондент, директор Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана, бывший министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов, отметил, что новая политика Узбекистана подтолкнула все страны региона решать совместные проблемы. "Например, стабильность в Афганистане – это вопрос и нашего экономического благополучия, ибо через эту страну лежит выход к южным морям. Не имея этого выхода, мы, по оценкам БостонКонсалтинг групп, ежегодно недополучаем 20% ВВП", - сказал автору Норов.
Председатель торгово-промышленной палаты Узбекистана Адахам Икрамов отметил, что в ходе конференции обсуждались глобальные темы, которые нуждаются в решении – целый ряд политических вопросов, культурно-гуманитарных, но не менее важны торгово-экономические вопросы и вопросы развития транспортной инфраструктуры. "Узбекистан граничит во всеми странами Центральной Азии и Афганистаном, и главным вектором международной политики Узбекистана стало региональное сотрудничество и укрепление добрососедских и взаимовыгодных отношений с соседними странами, - сказал автору Икрамов. - Конференция дает возможность углублению нашего двустороннего сотрудничества в торговле. Для примера, уже в 2018 году Узбекистан, который и ранее был одной из первых стран-поставщиков электроэнергии в Афганистан, увеличит поставки электричества в 30 раз. Если говорить о диверсифицированной экономике, то Узбекистан, являясь одним из стратегических партнеров Афганистана, обеспечивает его пшеницей, продуктами питания, продукцией легкой промышленности, текстилем, металлами".
Для Афганистана узбекский рынок тоже интересен. 110 предприятий с афганским капиталом работают на территории Узбекистана. По итогам визита президента Афганистана Ашрафа Гани в декабре 2017 года в Ташкент, между торгово-промышленными палатами были подписаны меморандумы о сотрудничестве, которые дали возможность открыть торговые дома Узбекистана в Кабуле и Мазари-Шарифе. На государственной границе в Термезе организован интермодальный логистический Карго-Центр. Узбекистан намерен довести товарооборот с Афганистаном до 3 млрд долларов с нынешних 617 млн долларов.
"Используя разветвленную сеть транспортных и железных дорог Узбекистана афганские товары можно вывести на большие рынки России и Казахстана, а через автомобильную дорогу Ташкент-Андижан-Ош-Иркештам-Кашгар и на китайский рынок. Речь, естественно, и об обратном движении – по железной дороге Хайратон-Мазари-Шариф до Герата с дальнейшим выходом в Иран и Пакистан, на их порты Чобохор и Гвадар. Таким образом, сердце Центральной Азии – Узбекистан, может вернуть себе важнейшую роль во всех дальнейших региональных инициативах. Включая те, которые рассматривались или уже были приняты в рамках состоявшейся в Ташкенте конференции по Афганистану", - резюмировал Адахам Икрамов.