Геноцид-2018: массовый террор мирного населения в мирное время
Читать на сайте Вестник Кавказа31 марта отмечалось столетие трагических событий 1918 года в Баку и Бакинской губернии - День геноцида азербайджанцев. В указе президента Азербайджана Ильхама Алиева о мероприятиях, посвященных этому событию, говорится, что на различных этапах истории армянские националисты в целях реализации мифической идеи "Великой Армении" осуществляли этнические чистки, депортации и геноцид. Одной из самых чудовищных трагедий, учиненных против азербайджанского народа, стали массовые расправы, совершенные с особой жестокостью 100 лет назад – в марте-апреле 1918 года дашнакско-большевистскими вооруженными отрядами, действовавшими под мандатом Бакинского Совета.
Как пояснил научный секретарь Национального музея истории Азербайджана Фархад Джаббаров, в марте 1918 года геноцид в Азербайджане производился по признаку - мусульмане и азербайджанцы. Джаббаров процитировал заявление главного инициатора и организатора геноцида 1918 года, председателя Бакинского совета Степана Шаумяна, сделанное сразу после трагических событий в Баку, 13 апреля: ”Национальный состав города пугал нас. Хотя в результате гражданской войны пострадала масса бедных и бездомных мусульман, однако победа настолько велика, что это мало омрачает действительность”.
"Это были слова признания, - считает Джаббаров, ссылаясь также на статью Шаумяна, вышедшую после мартовских событий, в которой тот заявляет, что если бы в Баку победили мусаватисты, то они превратили бы город в столицу Азербайджана, чего нельзя было допустить".
Из этого историк делает вывод, что ”вина” азербайджанцев сводилась только к тому, что они стремились к автономии: "Самое парадоксальное, что после октябрьских событий 1917 года большевики, к которым принадлежал Степан Шаумян, не отрицали права нации на самоопределение, а партия ”Мусават” в тот момент подходила к вопросу с тех же позиций, что и большевики - речь шла о создании демократической, федеративной республики, в составе которой азербайджанцы остались бы как автономия. Но даже право на автономию Шаумяном не признавалось".
Джаббаров призвал рассматривать мартовские события 1918 года в контексте террора, который был развязан в конце XIX - начале XX века националистической партией ”Дашнакцутюн”. "Первыми жертвами террора дашнаков на Южном Кавказе стали вовсе не азербайджанцы, не мусульмане. Первой жертвой террора дашнаков стала Россия. Когда правительство Российской империи увидело, что партия ”Дашнакцутюн” своей деятельностью нарушает основной принцип государственного устройства, религиозные школы превращаются в рассадник сепаратизма, а Армяно-григорианская церковь - в главный оплот националистического и сепаратистского движения, оно стало предпринимать меры по ограничению этого сепаратизма. В 1903 году император Николай II издает указ о переходе под государственный контроль имущества армянской церкви. К сожалению, сейчас мы часто можем слышать, что тогда было конфисковано имущество армянской церкви, однако это была не конфискация - имущество оставалось в ведении церкви, просто доходы, которые получались с этого имущества, с этих капиталов, переходили под контроль правительства. Такой шаг был предпринят именно потому, что до 1903 года церковь финансировала террор на территории Османской империи, и правительство Российской империи должно было положить этому конец".
По словам Джаббарова, "после подписания императорского указа 1903 года во всех городах Южного Кавказа, где компактно проживало армянское население, армяне начинали акции неповиновения, происходили столкновения с полицией и с армией, а позже эти акции переросли в террор. Жертвами террора дашнаков на Южном Кавказе стали российские чиновники, которые осуществляли секуляризацию церковного имущества, чины полиции. Кульминацией дашнакского террора оказалось покушение на главноначальствующего на Кавказе князя Голицына, в результате которого он был тяжело ранен и уже не смог исполнять свои обязанности. Затем этот террор начинает проводиться против мусульманского населения. Есть документальные свидетельства того, что партия ”Дашнакцутюн” неоднократно обращалась к мусульманскому населению с призывам примкнуть к их антиправительственной деятельности. Однако мусульмане ответили отказом. После этого, обвинив азербайджанцев в том, что они придерживаются проправительственной ориентации, отказываются от участия в революционных, радикальных выступлениях, дашнаки обращают террор как против правительства Российской империи, так и против мирного мусульманского населения".
"Сейчас, когда открыты многие архивы, в том числе российские, перестало быть секретом, что в 1904-1905 партия ”Дашнакцутюн” активно сотрудничала с японской и британской разведками. В Париже проходила конференция, где со стороны Южного Кавказа участвовала партия ”Дашнакцутюн”. Япония активно финансировала деятельность дашнаков по совершению акций террора на Южном Кавказе против Российской империи. В архивных документах открыто указывается, что акции террора поручались именно дашнакам, поскольку ни уже опробовали подобные акции на территории Османской империи.
Кровавые события 1905-1906 годов, прокатившиеся по Российской империи, нашли отражение и на Кавказе, где произошли первые армяно-мусульманские столкновения, которые в истории получили название Армяно-азербайджанской резни.
В февраля 1905 года наместником Кавказа, главнокомандующим войсками Кавказского ВО и войсковым наказным атаманом Кавказских казачьих войск был назначен Илларион Иванович Воронцов-Дашков, который во время революционного движения на Кавказе принял ряд суровых мер для его подавления. При этом царское правительство постепенно пошло на смягчение политики в армянском вопросе, которой стали возвращаться имущественные привилегии. Против дашнаков, правда, был организован судебный процесс, однако полного запрета на деятельность этой партии не было. Она хоть и перешла на нелегальное положение, но продолжала свою деятельность. Такая безнаказанность обернулась тем, что в 1917-1918 годах вооруженные отряды дашнаков, которые участвовали в Первой мировой войне, после развала Кавказского фронта переместились в Баку и были использованы Шаумяном для борьбы против азербайджанского населения", - заявил Фархад Джаббаров.
По его словам, в советское время те события трактовались как гражданская война: "В специальной литературе и учебниках события преподносились как борьба большевиков против мусаватистов, которые якобы хотели отделить Азербайджан от России. Если бы это даже было так, то могло бы происходить лишь в Баку, где влияние ”Мусават” было велико. Но ни о какой гражданской войне в Шуше, Губе, Карабахе, Зангезуре, Нахичевани говорить не приходится ввиду низкого уровня политической активности в этих местах. На самом деле речь идет о массовом терроре мирного населения в мирное время. Баку и другие города не входили в зону боевых действий, и террору, геноциду подвергалось именно мирное мусульманское население.
Документы о событиях 1918 года невозможно читать без содрогания. В них приводятся абсолютно беспристрастные свидетельства как азербайджанцев, так и русских, евреев, поляков, немцев о том, как насилию подвергались дети, старики, женщины. К сожалению, эта цепочка, начавшаяся с террора 1905 года, продолжившаяся геноцидом 1918 года, протянулась и в будущее. XX век в истории Азербайджана - одна из трагических страниц. В 1948-ом и в 1953 году азербайджанцы пережили массовую депортацию с территории уже Армянской ССР, причем под предлогом того, что армяне, жившие за границей, хотели якобы вернуться на свою историческую родину, и для этого нужно было депортировать около 100 тысяч азербайджанцев с территории Армянской ССР. Последнюю волну этого террора и насилия в XX века азербайджанцы пережили в ходе нагорно-карабахского конфликта и событий в Ходжалы 1992 года".
Затронул Джаббаров и тему героизации националистов в современной Армении, ставшую актуальной после того, как в Ереване был установлен памятник Гарегину Нжде, которого в России считают пособником гитлеровской Германии, надеявшимся с помощью фашистов восстановить независимость Армении от Советского Союза: "Это не единственный пример. Точно такую же героизацию террористов мы наблюдаем в связи с именами тех, кто участвовал и в событиях 1905 -1918 годов, в покушении 1902 года на жизнь главноначальствующего на Кавказе князя Голицына, генерала Дро (Драстамата Канаяна, убившего брошенной бомбой бакинского губернатора Накашидзе), Никола Думана, знаменитого дашнакского террориста, участвовавшего в избиении мирного мусульманского населения в Баку в 1905 году, а сейчас на оккупированной территории Нагорного Карабаха создан его музей, знаменитого боевика-дашнака Андраника, который также уже героизирован в Армении. Это пугающая тенденция, и долг каждого из нас все эти факты доносить до мировой общественности, не забывать о них, потому что забвение часто приводит к тому, что события повторяются. Забыв 1905 год, мы пережили 1918 год, забыв 1918 год, мы пережили 1988 и 1992 годы".