Спор по поводу Каталонии загнал Германию в ловушку
Читать на сайте Вестник КавказаАрест в Германии бывшего лидера Каталонии Карлеса Пучдемона по испанскому ордеру привел к тому, что ожесточенная борьба за независимость Каталонии вышла на более широкую политическую арену.
Как пишет New York Times в статье The Catalonia Dispute Ensnares Germany, в ответ на вопросы об аресте Карлеса Пучдемона испанское правительство заявило, что оно не вмешивается в судебные решения, и что Верховный суд собирается вынести Пучдемону обвинения не за его идеи независимости, а за бунт и незаконное присвоение средств общественных фондов, которые его каталонское региональное правительство использовало для проведения в октябре прошлого года референдума о независимости, признанного Мадридом неконституционным.
Однако после ареста Пучдемона каталонцы вышли на улицы с протестом. Ответ Мадрида на каталонское движение за независимость, начиная с разгона демонстраций, попыток сорвать референдум в октябре прошлого года и заканчивая обвинениями в организации бунта, что в Испании означает фактическое применение силы и предусматривает наказание до 30 лет лишения свободы, против Пучдемона и еще 12 других лидеров движения за независимость, может обострить ситуацию в Европе.
Пока Пучдемон укрывался в Бельгии после бегства из Испании, Мадрид его не трогал. Но когда он решил выехать из страны в минувшие выходные, Испания выдала ордер на арест, а немецкая полиция арестовала Пучдемона в северной Германии.
Так Германия была втянута в драку. Согласно европейскому ордеру на арест, применяемому в Европейском союзе, Германия должна передать Пучдемона в Испанию в течение 60 дней. Но ордер требует, чтобы испанские обвинения имели немецкие эквиваленты. У неправомерного использования государственных средств есть эквивалент, но ”бунт” лишь смутно похож на ”государственную измену” в уголовном кодексе Германии. Этот термин сложно применить к демократически избранному должностному лицу, которое никогда не прибегало к силе, и немецкие суды могут принять решение передать Пучдемона при условии, что его не будут судить за бунт.
Испанское правительство имеет полное право защищать свое единство и конституцию. И европейские государства имеют право не поддерживать каталонских сепаратистов. Но теперь, когда Берлин вовлечен в спор, было бы неплохо донести до Мадрида, что называть плохо продуманную каталонскую независимость государственной изменой дает движению моральный авторитет, которого оно не заслуживает. Примирительный жест в отношении Каталонии мог бы стать гораздо более действенным средством снижения градуса конфронтации, которая зашла слишком далеко.