Роль Казахстана в вопросах ядерной безопасности растет

Читать на сайте Вестник Кавказа

2 марта Казахстан подписал Договор о запрещении ядерного оружия. Документ был принят 7 июля 2017 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Его подписали 56 государств, Казахстан стал 57 страной. Как отмечает International Policy Digest в статье Kazakhstan Expands its Role in Nuclear Security Issues, это один из череды важных внешнеполитических шагов Казахстана в первом квартале 2018 года. В январе страна стала первым центральноазиатским государством, которое председательствовало в Совете Безопасности ООН (СБ ООН). Также в январе президент Нурсултан Назарбаев встретился с президентом Дональдом Трампом в Вашингтоне, где они обсудили развитие двусторонних отношений.

Казахстан унаследовал ракеты с ядерными боеголовками после распада Советского Союза, но избавился от них. В настоящее время существует договор о безъядерной зоне в Центральной Азии. Также стоит отметить интерес Казахстана в продвижении ядерной безопасности за пределами страны. Президент Нурсултан Назарбаев заявил: "Безъядерный статус Казахстана может стать примером для других государств. Мы создали и укрепили нашу независимую страну и достигли высокого международного авторитета, в том числе благодаря отказу от ядерного оружия и получению гарантий ненападения со стороны ядерных держав. Мы настоятельно призываем все страны следовать нашему примеру. Когда-то мы призывали к этому Иран, теперь мы призываем Северную Корею. Ядерные бомбы и ракеты не являются показателем силы".

Хотя очень маловероятно, что Северная Корея (несмотря на предстоящую встречу между лидерами Северной Кореи и США) и другие ядерные государства откажутся от своего ядерного арсенала в ближайшее время, интерес Астаны к продвижению ядерной безопасности заслуживают внимания.

Астана и Вашингтон активно развивают сотрудничество в области ядерной безопасности: в мае 2017 года в центральноазиатском государстве открылся Учебный центр по ядерной безопасности, созданный при поддержке Национальной администрации ядерной безопасности США. В центре будет проходить обучение специалистов в области учета, контроля, физической защиты и противодействия незаконному отбору ядерных материалов. В августе правительства двух стран также подписали соглашение о сотрудничестве в области ядерной энергетики. Кроме того, президенты Трамп и Назарбаев высоко оценили создание банка низкообогащенного урана в центральноазиатском государстве. Эта инициатива направлена на снижение риска распространения технологий ядерного оружия.

Ричард Вейтц из Института Хадсона отметил: "Существует надежда на то, что страны, заинтересованные в мирных ядерных программах, будут заимствовать ядерное топливо у банка, чтобы избежать экономических затрат и экологических последствий от производства собственного ядерного топлива за счет обогащения урана - технологии, которая может быть использована для создания ядерного оружия". Иными словами, казахстанский банк низкообогащенного урана может стать важнейшим элементом ядерного нераспространения.

Несмотря на существующую положительную динамику, сложившуюся после нескольких визитов высокого уровня, в отношениях США и Казахстана в области ядерной энергетики остается напряженность. Американские производители урана Energy Fuels и Ur-Energy направили в Вашингтон петицию, в которой попросили "изучить то, представляет ли импорт из доминирующих стран-производителей урана, таких как Россия и Казахстан, угрозу национальной безопасности". На самом деле эта просьба имеет мало общего с "национальной безопасностью" в традиционном смысле. Она связана с тем фактом, что США покупают большое количество урана у таких производителей как Казахстан для внутреннего потребления, что влияет на прибыль американских компаний. Будет интересно посмотреть, повлияет ли эта петиция на импорт казахстанского урана в США и какое влияние она сможет оказать на двусторонние отношения.