Ева-Мария Аух: "Там, где политизируется история, трудно установить мир"

Читать на сайте Вестник Кавказа

В эти дни в рамках VI Глобального Бакинского форума проходит международная научная конференция "Интерпретация культурного наследия Низами в современности". На конференцию приехали более 20 ученых из 13 стран - Канады, США, Бразилии, Индии, Египта, Грузии, Турции, Германии, Италии, Франции, Великобритании, Ирана, Финляндии, а также более 30 ученых из Азербайджана.

На вопросы "Вестника Кавказа" отвечает завкафедрой истории Азербайджана Гумбольдтского университета, профессор Ева-Мария Аух.

- Насколько важным вам представляется проведение такого рода конференций?

- Безусловно важным – здесь ученые из разных стран обсуждают актуальную тему, в которой остается  много неизученного. Со времен Низами прошла почти тысяча лет, но до сих пор остаются нераскрытыми некоторые слои его творчества. Мы должны поднимать этот материал, задавать и решать новые вопросы. На сегодняшнюю конференцию собрались не только языковеды и литературоведы, но и историки, и философы-исламоведы. Такая интердисциплинарная работа очень интересна.

- Насколько творчество Низами Гянджеви интересно для германских востоковедов?

- По старой традиции, он входит в число персидских поэтов. Низами много писал на персидском языке, хотя родился в Азербайджане. Вместе с тем, его сюжеты универсальны. Думаю, от него идут истоки той толерантности, которую мы сегодня наблюдаем в Азербайджане. На этой основе развивалось то, что мы сегодня считаем азербайджанской идентичностью. В это огромная заслуга Низами.

- В Германии Азербайджан воспринимают как Восток или как часть Запада?

- Все зависит от того, кто задает вопросы и кто ищет ответы. Политики и экономисты воспринимают Азербайджан как европейскую страну, как члена Совета Европы. С другой стороны, большинство населения Азербайджана мусульмане, поэтому страну считают частью восточного мира. Правда, и Грузию многие воспринимают как часть восточного мира. Словом, Азербайджан находится между Западом и Востоком, и это прекрасно. 

- Изучавшие Низами немецкие драматурги, писатели, философы, считали Восток экзотикой?

- Из "Западно-восточного дивана" Гёте видно, что для него важно внутреннее родство поэзии Востока с поэзией Запада. Для него Восток и Запад неразделимы. Однако позже колониальная политика и националистические идеи привели к разделению: вы - Восток, мы - Запад.

- Как это стыкуется с сегодняшней исламофобией в Европе?

- Нельзя сказать, что на Западе существует только одно мнение. Если мы не будем забывать о традиции, заложенной Низами и Гёте, то получим шанс устроить совместную жизнь и в дальнейшем. В Германии есть правые круги, опасающиеся "наступления Востока", столкновения цивилизаций. Именно поэтому так важно, чтобы мы не забывали о межкультурных связях, существовавших на протяжении веков. В свое время именно восточное влияние привело Запад к идеям гуманизма, просвещения. Без Востока мы никогда не стали бы таким Западом.

- В Азербайджане позапрошлый год бы объявлен Годом мультикультурализма, прошлый - Годом исламской солидарности. Может ли пример Азербайджана служить образцом успешного сосуществования мировых религий?

- Да. Вспомним, как Мирза Фатали Ахундов (азербайджанский писатель-просветитель XIX века, поэт, философ-материалист и общественный деятель, член Российского императорского географического общества, зачинатель азербайджанской драматургии и основоположник литературной критики в азербайджанской литературе, - прим.ред.) выдвигал идеи реформирования общества. Азербайджан в этом смысле имеет большое наследие, глубокие традиции. Мультикультурализм часто понимают как параллельное сосуществование, но мы должны сделать шаг вперед и на самом деле интересоваться друг другом, понять и принять друг друга. Это было бы прекрасно. В этом смысле Азербайджан уже является мостом между Востоком и Западом. Я жалею, что на Западе не все идеи Азербайджана оценивают по достоинству. Здесь проходят очень интересные встречи. Здесь встречаются люди, которые не встречаются на других мероприятиях. Идет межкультурный диалог. Надо чаще об этом писать, надо делать передачи об этом.

- И последний вопрос. В этом году Ереван будет отмечать 2800-летие. По армянским источникам, город считается древнее Рима, хотя если посмотреть архивы, то ему всего лишь 500 лет. В свое время там было уничтожено мусульманское наследие – мечети, ханский дворец. Как вы оцениваете попытки подмены истории, понятий?

- К сожалению, разрушение исторических памятников мы наблюдали не только в Армении, но и, например, в Афганистане. Однако отрицать армянскую историю на Кавказе тоже нельзя. Мы еще далеки от того, чтобы достаточно уважать друг друга. Идет спор – кто на этой земле был раньше. Однако этот вопрос нужно решать спокойно, тихо, а не с помощью войны, не с помощью завоевания территорий. Необходимо наладить диалог, чтобы разобраться и принять друг друга. Соревнование "кто раньше, кто позднее" ни к чему не приведет. Там, где политизируется история, всегда очень трудно установить мир.