Крах иранского ядерного соглашения станет большой потерей для мира

Читать на сайте Вестник Кавказа

Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Юкия Амано назвал Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской атомной программе "выгодным инструментом для проведения проверок и контроля ядерной программы Ирана". Как отмечает Reuters а материале Collapse of Iran nuclear deal would be 'great loss', по словам Амано крах ядерной сделки, заключенной в 2015 году, станет ”большой потерей”. 

Президент Дональд Трамп пригрозил вывести США из соглашения, если Конгресс и европейские союзники не смогут ”изменить” существующие положения сделки. Однако Юкия Амано, чье агентство проверяет соблюдение Ираном ограничений на работу по обогащению урана, называет соглашение ”чистой прибылью”, поскольку оно представляет МАГАТЭ возможность осуществлять более тщательный надзор над Ираном.

В ходе своего выступления в понедельник на ежеквартальном заседании Совета управляющих МАГАТЭ Амано объяснил, к чему приведет выход из сделки: "СВПД представляет собой эффективный инструмент для проверки Ирана. Если СВПД потерпит неудачу, это станет большой потерей для ядерных проверок и многостороннего сотрудничества”. 

Амано сказал, что Иран выполняет свои обязательства по сделке, в рамках которой были отменены болезненные экономические санкции против Исламской Республики. Он подтвердил результаты ежеквартального, конфиденциального доклада МАГАТЭ по Ирану, опубликованного в прошлом месяце.

Высокообогащенный уран? 

Но западные державы обеспокоены тем, что Иран заявил в понедельник о способности произвести более высокообогащенный уран в течение двух дней, если США откажутся от соглашения, передает государственный телеканал на арабском языке al-Alam TV. ”Если Америка выйдет из сделки, Иран сможет возобновить 20-процентное обогащение урана менее чем за 48 часов”, - заявил официальный представитель Организации по атомной энергии Ирана Бехруз Камальванди

Для работы мирных атомных электростанций, как правило, требуется 5-процентный уран. Для создания атомной бомбы необходим уран, обогащенный до 80-90%. 

Камальванди, повторив официальную позицию Тегерана, заявил, что ядерная сделка не подлежит пересмотру. Германия, Великобритания и Франция, Россия и Китай привержены сохранению соглашения, считая его крайне важным для снижения риска более широкого международного конфликта.

Как упоминается в конфиденциальном докладе МАГАТЭ, Амано также сказал, что агентство запросило у Ирана разъяснения относительно его планов по ядерным морским судам. По всей вероятности, МАГАТЭ до сих пор не получило ответ от Исламской Республики.

”Агентство обратилось к Ирану с просьбой дать дополнительные разъяснения относительно своих планов, связанных с разработкой ядерного топливного цикла для морских ядерных двигателей”,  - сказал Амано на закрытом заседании 35 государств-членов.

Иран уже давно публично заявил, что намерен развивать ядерные двигатели для военно-морских судов, хотя аналитики и дипломаты считают, что это отдаленная перспектива. 

Страна официально уведомила МАГАТЭ об этом намерении в январе. Заявление рассматривалось как дипломатический предупредительный выстрел в отношении администрации Трампа, которая отменила политику разрядки с Ираном, начатую его предшественником Бараком Обамой. Именно этот шаг убедил МАГАТЭ выяснить планы Ирана.