Кризис в отношениях между Турцией и США
Читать на сайте Вестник КавказаМноголетние партнерские отношения США с одним из его основных союзников по НАТО, Турцией, подвергаются серьезному давлению из-за растущих расхождений в политике и столкновения интересов в конфликтном геополитическом регионе Ближнего Востока. Как пишет Eurasiareview в материале Crisis In Turkey-US Relations, учитывая растущее взаимное недоверие, подозрение и отсутствие каких-либо серьезных попыток изменить повторяющееся тенденцию, о чем свидетельствуют несколько фактов (в том числе отказ США от экстрадиции американского клирика Фетхуллы Гулена, обвиняемого Турцией в том, что он руководил переворотом 15 июля 2016 года) прямое противостояние между войсками под руководством США и турецкими вооруженными силами в Сирии не так уж невозможно.
Отношения достигли ”критической точки” после откровений о том, что возглавляемая США коалиция в Сирии намеревается создать пограничные силы безопасности численностью 30 тыс. человек, которые в основном будут представлены сирийскими курдскими боевиками - Отрядами народной самообороны (YPG) - в течение следующих несколько лет. Им будет поручено обеспечивать безопасность участков северной границы Сирии с Турцией и восточной границы с Ираком, а также части долины реки Евфрат. Это предложение вызвало критику со стороны Турции по той очевидной причине, что YPG уже долгое время считаются сирийским ответвлением турецкой Рабочей партии Курдистана (РПК), которая признана террористической организацией как в Турции, так и в США.
Осуждая планы США, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил страну в формировании ”террористической армии”. ”Государство, которое мы называем союзником, настаивает на создании террористической армии на наших границах, - сказал Эрдоган, выступая в Анкаре. - Какова цель этой террористической армии, помимо Турции? Наша миссия - задушить ее еще до того, как она будет создана”.
Здесь стоит упомянуть разочарование Турции поддержкой курдов со стороны США. Подход Турции к сирийскому конфликту помимо борьбы с угрозой ИГИЛ (запрещена в РФ), во многом был обусловлен чувствительностью страны к проблеме курдского сепаратизма.
Турция отправила войска в Сирию в 2016 году, чтобы не допустить создания курдского анклава вдоль своей границы. Страна также поддерживала сирийскую оппозицию и самостоятельно боролась против ИГИЛ на некоторых территориях Сирии. Турция была одной из ведущих стран наряду с Ираном, Ираком и правительством Сирии, которая осудила референдум о независимости, проведенный иракскими курдами в сентябре прошлого года. Референдум вызвал серьезные опасения, поскольку мог побудить курдские меньшинства к отделению.
Учитывая тот факт, что в Турции проживает крупнейшее курдское население в 14 млн человек, долгосрочная военная и политическая поддержка курдов со стороны США представляет серьезную угрозу территориальной целостности и безопасности Турции. Политика США в отношении Сирии лишает Турцию надежд на то, что после разгрома ИГИЛ США разорвут свои связи с сирийскими курдами. Таким образом, разочаровавшись в США, 20 января Турция начала операцию ”Оливковая ветвь” в северо-западной части Сирии, в Африне, чтобы очистить регион от террористов PYD/YPG, а также оставшихся боевиков ИГИЛ.
Несмотря на дипломатические визиты представителей США в Турцию, направленные на предотвращение усиления напряженности в отношениях, консенсус и единство на местах не были достигнуты из-за разных позиций стран в отношении динамики сирийского конфликта.
Напротив, ситуация на местах предполагает, что страны находятся в состоянии прямой военной конфронтации. Это подтверждает решение Турции расширить военную операцию в Манбидже, где, в отличие от Африна, присутствуют военные США. Тем не менее искренние усилия по установлению мира и удовлетворению интересов друг друга вместо удовлетворения узких геополитических нужд, могут предотвратить серьезный кризис отношений.
С этой целью руководству двух стран необходимо избегать резкой критики друг друга. В противном случае, оба государства не получат ничего, кроме дальнейшего кровопролития и нестабильности, которые уже и так вовсю правят на Ближнем Востоке.