Возможность ядерной войны возрастает даже в случае локального столкновения
Читать на сайте Вестник КавказаВчера в Москве эксперты-международники пытались понять стратегическое мышление администрации президента США Дональда Трампа и его последствия для мира и российско-американских отношений. Для этого они проанализировали документы стратегического планирования американской администрации — Стратегию национальной безопасности, Стратегию национальной обороны и Ядерную доктрину, утвержденные в декабре прошлого – феврале нынешнего гола.
Руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН, действительный член РАН, член Российского совета по международным делам (РСМД) Алексей Арбатов выразил мнение, что с приходом в Белый дом Дональда Трампа отношение России и США к ядерному оружию стало гораздо более симметричным: "При администрации предыдущего президента США Барака Обамы была очень большая асимметрия в отношении России к ядерному оружию и ядерному сдерживанию. С приходом новой администрации позиции сблизились, хотя мы находимся на разных сторонах ядерного сдерживания. Мы сдерживаем США, прежде всего, а они сдерживают Россию, но подходы стали похожими".
Свою позицию Арбатов так: "При Обаме США заявляли, что стремятся уменьшить роль ядерного оружия, ставят целью безъядерный мир, предлагали России глубокие сокращения. Россия отказывалась, утверждая, что США стремятся девальвировать российское ядерное сдерживание, основу российской безопасности и мирового статуса. При этом США делали упор на ПРО и высокоточную неядерную систему большой дальности. "Теперь США делают главный упор на ядерное оружие — этому и посвящена доктрина. Меньший удельный вес будет у противоракетной обороны и неядерного оснащения".
Сравнивая военные доктрины РФ и США в их ядерной составляющей, Арбатов заметил, что из всех целей, для которых предназначено ядерное сдерживание, между Москвой и Вашингтоном осталось только одно существенное различие: "США предполагают использовать ядерное оружие в случае нападения на их союзников силами общего назначения, то есть с обычными вооружениями. А Россия не предполагает использовать ядерного оружия в случае нападения на наших союзников силами общего назначения".
По словам эксперта, сердцевина новой ядерной доктрины США - избирательное, ограниченное применение ядерного оружия в ответ на избирательное, ограниченное применение такого оружия со стороны России: "Раньше на это не делался упор, а сейчас говорится, что у России есть концепция эскалации ради деэскалации, и в ответ на это США создадут системы и средства, чтобы внушить Москве - любая эскалация обычного конфликта не заставит Запад сдастся. Вот это самая опасная инновация, которая, понижает ядерный порог. Она создает возможность ядерной войны и эскалации даже в случае локального, неядерного военного столкновения, будь то в Сирии, будь то в районе Балтийского или Черного моря".
Председатель Совета ПИР-Центра, вице-президент РСМД, генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский никакой угрозы гонки ядерных вооружений не видит: "Программа модернизации нашей триады (стратегические морские силы, ракетные войска стратегического назначения, стратегическое авиационное вооружение) идет в плановом порядке… Американцы за количественные параметры американцы нигде не выходят. Я не вижу никаких предпосылок для того, чтобы началось какое-то наращивание наших арсеналов".
Подробнее см. видео