Регионы РФ повторили рекорд профицитности, Дагестан среди лидеров
Читать на сайте Вестник КавказаКоличество российских регионов с профицитом бюджета выросло по итогам минувшего года, следует из опубликованных министерством финансов РФ данных. Согласно анализу бюджетов субъектов, проведенному АКРА, их число составляет 45 против 27 годом ранее и девяти в 2015 году. В последний раз такое количество профицитных регионов было в 2008 году.
Лидером по уровню профицита бюджета стала Кемеровская область, где он составил 22,6 млрд рублей (20,1% собственных доходов). "Благодаря высоким ценам на уголь бюджет Кемеровской области получил более 50 млрд рублей поступлений по налогу на прибыль", - отметил старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков. "Хотя в начале 2017 года региональные власти планировали получить по налогу на прибыль только 24,4 млрд рублей" , - приводит его слова РБК.
Также в пятерку регионов с наиболее высоким профицитом относительно поступлений попали Дагестан (15,8%), Вологодская (14,7%), Рязанская (11,4%) и Воронежская (10,7%) области.
При этом, согласно данным Минфина, число регионов с дефицитом бюджета сократилось до 40 против 58 годом ранее и 76 в 2015 году. Сводный дефицит региональных бюджетов по итогам 2017 года составил 15,5 млрд рублей, а дефицит консолидированных бюджетов регионов (с учетом бюджетов муниципалитетов) - 51,9 млрд рублей.
Как указал старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА, эти результаты соответствуют ожиданиям агентства. "В начале 2017 года мы предполагали, что дефицит региональных бюджетов благодаря смягчению майских указов по итогам года составит около 56 млрд рублей", - рассказал Шураков.
Лидер по уровню дефицита прошлого года - Мордовия (43,2%, 9,6 млрд рублей). В бюджете этой республики ожидались поступления от реализации имущества в размере 7,8 млрд рублей, однако фактические поступления составили только 46 млн рублей, сообщил Шураков. Также республиканский бюджет недополучил относительно утвержденных уровней около 1 млрд рублей по налогу на доходы физических лиц, около 0,5 млрд рублей по налогу на прибыль и примерно 0,3 млрд рублей по налогу на имущество. Кроме того, Мордовия оказалась первой по уровню госдолга к собственным доходам. По данным доклада Национального рейтингового агентства (НРА), на 1 января нынешнего года он превысил 200%. Это - абсолютный рекорд для российских регионов.
В список наиболее "дефицитных" регионов также вошли Кабардино-Балкария (27,4%), Севастополь (20,9%), Томская (13,7%) и Орловская (13%) области.
В абсолютном выражении самый высокий дефицит оказался у Санкт-Петербурга - 8,8% (43,4 млрд рублей). Впрочем, пояснил старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА, это не представляет существенных рисков для его бюджета. "У города низкая текущая и прогнозируемая долговая нагрузка", - отметил он. "А сам долг практически полностью представлен долгосрочными облигациями", - добавил Шураков.
Дефицит бюджета Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), который оказался на втором месте с 17,2 млрд рублей, но только с 10,1% доходов, имеет, по оценке АКРА, плановый характер. В агентстве обратили внимание на то, что в 2014-2015 годах власти региона создали существенные резервы, позволившие финансировать дефицит бюджета в 2016-2017 годах. На третьей позиции - бюджет Московской области, исполненный с дефицитом в 15,8 млрд рублей, что составляет только 3,8% собственных поступлений региона.
Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" пояснил, что к такой ситуации привели несколько причин.
"В первую очередь, нужно обратить внимание на то обстоятельство, что все субъекты РФ без исключения вынуждены были включать так называемый режим экономии. И этот режим экономии достигался в значительной степени за счет сокращения расходов на социальную политику. Это проявлялось в частности в отказе от финансирования определенных социальных льгот, которые раньше были установлены различным категориям граждан. Например, очень большой ревизии подверглись льготы в отношении ветеранов труда, они были сокращены, в частности по бесплатному проезду. Так продолжилась оптимизация социальных расходов, связанных с системой образования, здравоохранения, культуры. Естественно, это тоже приводило к тому, что субъекты РФ сэкономили эти расходы", - поведал эксперт.
Александр Сафонов также обратил внимание на такой фактор, как помощь со стороны Министерства финансов субъектам РФ в части реструктуризации кредитов, которые субъекты брали у коммерческих банков, под кредиты федерального бюджета, которые более дешевы, нежели займы коммерческих банков, что дало экономию на обслуживании кредитов. Кроме того, была оказана непосредственная помощь определенным субъектам по исполнению их обязательств.
"Также были проблемы, связанные с повышением доходности субъектов РФ за счет налога на недвижимость. Начали переходить на систему учета платежей по недвижимости граждан и предприятий по кадастровой стоимости, что увеличило налоговую базу и пополнило субъекты РФ дополнительными взносами. Отчасти на ситуацию повлияли возросшие доходы по НДФЛ в связи с тем, что отмечался определенный рост заработной платы в отдельных секторах экономики. Собственно говоря, эти факторы помогли оздоровить финансы субъектов РФ, но сказать сейчас до конца, что проблема решена, конечно, нельзя, потому что все-таки пока экономического роста такого, какого бы хотелось, не наблюдается. Залог того, чтобы субъекты РФ выбились окончательно и бесповоротно в самостоятельное плавание, - разумная экономическая политика государства", - указал проректор Академии труда и социальных отношений.
Наконец, он обратил внимание на то, что в выигрыше оказались те регионы, в которых производят сельскохозяйственную продукцию. "Поскольку в прошлом году был собран необычно большой урожай, особенно зерновые, экспортные возможности регионов, которые традиционно занимаются поставкой сельскохозяйственной продукции, тоже возросли. Возросли возможности регионов зарабатывать на тех предприятиях, которые являются их резидентами, - это Краснодар, Ставропольский край, ряд других регионов, где достаточно большие посевные площади зерновых культур", - добавил Александр Сафонов.
По словам главного научного сотрудника, директора научно-учебного Центра изучения этнокультурных процессов РГГУ Магомеда Омарова, Дагестану удалось показать столь высокую профицитность бюджета за счет вывода из тени части бизнеса и, как следствие, роста собираемости налогов. "Напомню, на днях врио главы республики Владимир Васильев говорил, что от 40% до 60% дагестанского бизнеса находится в тени. Думаю, с приходом Васильева началась вестись системная работа с теневой экономикой, из тени были выведены значительные средства, как следствие, выросла собираемость налогов, в том числе, за счет электричества и газа. Также резко прекратились сомнительные операции с бюджетными средствами, когда достаточно большие объемы средств попросту не доходили до потребителя или производства", - сказал он.
"Кроме того, в Дагестане и так действуют достаточно развитые и крупные производства, который приносят республике неплохой доход. За счет более прозрачной работы предприятий, которые работают эффективно, тот же Кизлярский завод, многие заводы и фабрики показывают хорошие успехи. В прошлом году был введен в эксплуатацию завод листового стекла, который еще Сулейман Керимов строил. Но ключевой момент все же в изменении политической ситуации, на которую вскоре отреагировала экономика, так как кардинальных изменений в структуре экономики за полгода не могло произойти – только за счет выхода реального сектора из тени и роста прозрачности компаний", - заключил Магомед Омаров.