"Газпром" построит "Турецкий поток" за свои $7 млрд
Читать на сайте Вестник Кавказа"Газпром" профинансирует строительство газопровода "Турецкий поток" из своего бюджета, - сообщил сегодня в Лондоне на встрече с инвесторами зампред правления компании Андрей Круглов.
"Предварительно мы оговаривали стоимость проекта в пределах $6 млрд, сейчас она выросла до $7 млрд, поэтому не исключается возможность проектного финансирования. Но, исходя из существующей реальности, скорее всего "Турецкий поток" будет финансироваться из бюджета "Газпрома" и в дальнейшем будет рефинансирован в виде выпуска проектных облигаций", - сказал он, передает "Интерфакс".
Начало строительства морской части магистрали было положено 7 мая. На сегодняшний день судно Audacia компании Allseas уложило суммарно по двум ниткам газопровода "Турецкий поток" более 520 км магистрали, и сейчас работы ведутся уже в экономической зоне Турции.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" первый проректор по международному сотрудничеству и внешним коммуникациям Финансового университета при Правительстве РФ, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, у роста стоимости "Турецкого потока" на $1 млрд может быть всего одна причина. "В стоимости любой трубы есть три основных составляющих: сами трубы, строительные работы и оборудование, связанное с прокачкой газа, то есть компрессорные станции. Поскольку "Турецкий поток" является реинкарнацией "Южного потока", вся инфраструктура под него уже была подготовлена, в том числе и российская компрессорная станция, так что подорожание вряд ли могло произойти из-за третьего фактора. Трубы также были заранее закуплены, их стоимость уже была заложена в проект", - прежде всего указал эксперт.
"Исходя из этого, я вижу только один вариант – рост стоимости произошел из-за подорожания услуг по прокладке трубы и монтажу. Не исключаю, что это могло быть связано и с уплотнением сроков строительства. Напомню, партнером в этих работах является швейцарская Allseas, и ее услуги подорожали, потому что нам пришлось ускорять прокладку труб в море из-за затягивания исполнения контракта во время политического кризиса в отношениях с Турцией. Тогда это привело к тому, что мы потеряли довольно много времени, и теперь трубы приходится укладывать в сжатые сроки, а это достигается только ценой дополнительных расходов", - пояснил Константин Симонов.
Намерение выпустить проектные облигации под "Турецкий поток", в свою очередь, связано с необходимостью обслуживать долги "Газпрома". "Облигации нужны, чтобы привлекать деньги с рынка, это способ рефинансировать долг компании, который у "Газпрома" не критичный, но действительно довольно высокий и требующий обслуживания, причем с использованием надежных, давно сложившихся на Западе инструментов, в том числе, инфраструктурных облигаций", - сказал он, добавив, что необходимость в подобном привлечении финансов с рынка вырастет в связи с ростом стоимости "Турецкого потока", который "Газпром" намерен целиком построить за свой счет.
Реализация "Турецкого потока" по модели "Северного потока-1", по оценке эксперта, является весьма выгодной для "Газпрома". "Судя по опыту "Северного потока-1", у которого уже действуют две нитки, эти трубы являются неплохим коммерческим предприятием, поскольку "Северный поток-1" загружен полностью. В этом плане "Газпрому" достаточно комфортно будет быть единоличным владельцем этой трубы. При расчете стоимости все равно учитываются тарифы, и тут "Газпром" вместо Украины будет платить сам себе для поставок газа в Турцию. Эти $7 млрд инвестиций "Газпром" достаточно быстро вернет, в течение 7-8 лет, так что тут партнеры не слишком-то и нужны. Думаю, все этого и так ожидали, просто сейчас пора переходить к строительству второй нитки, и "Газпром" делает такие заявления, анонсируя непосредственное начало сооружения нового объекта", - заключил Константин Симонов.
Напомним, морской газопровод "Турецкий поток" состоит из двух ниток, каждая из которых может обеспечивать транспортировку природного газа в объеме до 15,75 млрд кубометров. Газ, поставляемый по первой нитке, предназначается для турецкого рынка. Вторая нитка пройдет в направлении границы Турции с ЕС.