США отпугнули инвесторов от Армении
Читать на сайте Вестник КавказаВ конце января посольство США в Армении опубликовало доклад, посвященный ситуации в инвестиционной среде в 2017 году. Жесткие оценки в отношении Армении "Вестнику Кавказа" прокомментировал ереванский эксперт Арман Геворкян.
- В недавнем докладе посольства США в Армении описана неутешительная ситуация для инвесторов. В частности, власти страны обвиняются в том, что способствуют монополизации экономики. Имеет ли серьезные основания такая оценка?
- Оценка американского посольства полностью соответствует действительности, в ней нет ничего неожиданного или экстраординарного. На покровительство властей по отношению к некоторым бизнесменам указывали все независимые эксперты в течение 15 лет. Демонополизация армянской экономики или создание условий для повышения уровня конкуренции - политический вопрос. А политические вопросы находятся в ведении президента, который пользуется поддержкой тех кругов, которые получают прибыль от монополий. Соответственно, президент в ответ поддерживает курс на монополизацию. Здесь надо разделить, кто за что отвечает. Все правительства, начиная с 2000-х не могли решить вопрос демонополизации экономики, поскольку они не принимали политических решений. Предъявлять претензии по этому вопросу нынешнему правительству не совсем корректно: оно работает менее 1,5 лет и не может решить все накопившиеся с 2000 года проблемы. Политическая власть находится в руках президента, а не правительства.
- В докладе посольства указывается также на наличие олигополий…
- Существование олигопольной системы признавал еще премьер Тигран Саркисян, который сейчас возглавляет Евразийскую экономическую комиссию. Но сам он ничего не смог сделать, поскольку эти вопросы решает президент, а не премьер.
- В докладе говорится о том, что потенциальные инвесторы не могут возлагать надежд и на суды Армении, потому что судебная система не является независимой. Насколько отражают реальность оценки, связанные с деятельностью судов?
- Это все правда. Я не слышал о справедливости судебной системы в странах постсоветского пространства, где судебная система, по сути, выполняет заказ исполнительной власти. С другой стороны, для полной объективности необходимо вспомнить, что в течение последних 20 лет все реформы судебной системы осуществлялись, исходя из предложений западных экспертов. Все реформы в этой сфере финансировались из стран Евросоюза. Получается, что Запад предоставлял средства, готовил предложения, которые затем трансформировались в законодательные акты, а "воз и ныне там". Более того, ситуация становится все хуже и хуже. Естественно, западные эксперты будут указывать на недостаток политической воли. Однако, если это так, тогда зачем западные структуры принимают в этом участие? Например, за последние годы почти 20 млн евро ЕС выделил на реформирование нашей судебной системы. Но знают ли европейские налогоплательщики на что и как были потрачены их деньги и каков эффект? То есть, нет нормального контроля над процессом реформирования. У армянских властей нет политической воли, однако ответственность несет не только наша власть, но и западные консультативные структуры.
- Согласны ли вы с тем тезисом, что основной проблемой продолжает оставаться коррупция?
- Армения почти 20 лет официально борется с коррупцией также под надзором международных, в первую очередь, западных структур. Во-первых, известно, что Армения не полностью выполняет свои международные обязательства в этом вопросе. Во-вторых, СМИ переполнены сообщениями о коррупции. Но деятельность правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией очень избирательна. Фактически, правоохранительные органы действуют по указке исполнительных структур. В этом плане Армения также мало чем отличается от остальных стран постсоветского пространства. Реальной борьбы с коррупцией не ведется. Этот вопрос также является политическим.
- Вы говорили о разделении ответственности внутри власти. Согласны ли вы с мнением, что описанная в докладе ситуация бьет по авторитету премьера Карена Карапетяна?
- Решение всех этих проблем должно быть политическим, а премьер на сегодняшний день не обладает политическим мандатом. Что касается общего состояния дел в экономике, то международное рейтинговое агентство Fitch довольно объективно указало на явный позитив работы правительства Карапетяна. Доклад этого нейтрального международного агентства был опубликован по итогам 11 месяцев прошлого года. Агентство впервые изменило прогноз макроэкономического состояния со стабильного на позитивное. Это и есть реальная оценка работы правительства Карапетяна, в противовес комментариям некоторых СМИ, которые участвуют во внутриполитической борьбе на стороне президента Сержа Саргсяна и против премьер-министра.