Рекорды добычи в США ставят под угрозу нефтяные рынки
Читать на сайте Вестник КавказаАмериканские нефтяники в ноябре минувшего года нарастили добычу "черного золота", превысив психологическую отметку в 10 млн баррелей в сутки впервые с 1970 года, - объявило Управление по информации в области энергетики (EIA) министерства энергетики США.
Добыча нефти в США в ноябре выросла на 4% по сравнению с октябрем, достигнув 10,038 млн баррелей в сутки, тогда как исторический рекорд по данным о добыче нефти за месяц был поставлен тоже в ноябре, но – 1970 года: он составил 10,044 млн баррелей в сутки, пишет The Wall Street Journal, передает "Интерфакс".
Рост собственной добычи позволил США сократить импорт энергоносителей: если на пике торговый дефицит нефти в минувшем году составлял 12,5 млн баррелей в сутки, то к концу года он упал до 2,5 млн баррелей в сутки.
Значительную долю в росте добычи "черного золота" сыграли производители сланцевой нефти: они повысили эффективность операций, что позволит им продолжать добычу даже в случае падения цен, но в то же время активный рост добычи на сланцевых месторождениях может стать фактором дисбаланса нефтяного рынка и свести на нет усилия стран ОПЕК+, ограничивших добычу ради повышения цен.
Благодаря соглашению по нефтедобыче в минувшем месяце североамериканская нефть WTI подскочила в цене более чем на 7%, и цены на нее продолжают рост уже пять месяцев подряд, чего не наблюдалось с 2011 года.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" первый проректор по международному сотрудничеству и внешним коммуникациям Финансового университета при Правительстве РФ, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, эта статистика неизбежно повлияет на поведение трейдеров на биржах и, как следствие, на ценах на нефть. "На рынке нефти есть два разнонаправленных тренда: факторы, указывающие в пользу дорогой нефти, включая сделку с ОПЕК, рост спроса на нефть, уход инвестиций в целом из отрасли, геополитическую нестабильность на Ближнем Востоке и дешевеющий доллар – и рост производства в США как основной фактор в пользу дешевой нефти. С точки зрения психологии и настроения трейдера очень важно, какой из трендов перевесит, и эти новости существенны не потому, что они влияют на производство и потребление, а потому, что влияют на умы трейдеров", - пояснил он.
"Рынок устроен так, что торговля идет, в основном, бумажной нефтью в виде, по сути, сделок-пари, не имеющих никакого отношения к реальному рынку. Поэтому принципиально важно, как та или иная информация утрамбовывается в голове у трейдеров. Многие говорят: "Что Северная Америка? Она не способная перекрыть ситуацию с ОПЕК", так как рост нефтедобычи в США не носит критического характера, да и спрос на нефть растет. Но когда различного рода структуры начинают публиковать данные, говоря о "рекордных показателях", "историческом рекорде" и тому подобное, это приобретает характер информационной кампании. Возникает справедливый вопрос, как эти новости повлияют на трейдеров. Никто до конца не понимает, что происходит на рынке нефти на самом деле. В этом плане все отчеты, включая документы ОПЕК, являются весьма условными, так как не говорят о сером рынке. Ни у кого нет модели нефтяного рынка, которая полностью соответствует реальности, есть только некое приближение., и именно в связи с этим очень важны интерпретации данных", - обратил внимание Константин Симонов.
"Поэтому самое главное – как громко заявляют о росте добыче в США. Сейчас это делается достаточно громко, если уж озвучивается сравнение с 1970-м годом. При этом президент Дональд Трамп делает ставку на дорогую нефть, поскольку именно она обеспечивает рост добычи в Северной Америке, создавая "эффект выключателя": когда цены уходят выше $50 за баррель, себестоимость сланцевой добычи ниже нефтяных цен, включаются сланцевые проекты, мы видим эффект роста, а когда они падают ниже $50 за баррель, добыча падает, инвестиции уходят. Сейчас сланцевый тумблер работает в режиме "включено", потому что цены высокие, и Трамп это прекрасно понимает. В том числе, он сознательно опускает курс доллара, чтобы нефть оставалась на уровне в $70 за баррель, и пока он это делает, цена на нефть вряд ли будет падать. Понятно, что девальвировать доллар вечно нельзя, в связи с чем, думаю, во втором полугодии мы можем столкнуться с существенным падением нефтяных цен. Год на уровне $70 за баррель они продержаться не смогут", - прогнозирует экономист.
Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, напротив, уверен, что на трейдеров эти новости никак не повлияют. "Эти оценки не превышают ожидания рынка и уже заложены в текущих ценах. Другое дело, что нет полной ясности пока ни у кого, как дальше будут развиваться события и как быстро. Каких масштабов американская нефтедобыча может достичь, более-менее понятно, но как быстро это будет происходить при текущем высоком уровне цен, остается под вопросом. В целом, основные риски, связанные с ростом сланцевой и обычной нефтедобычи в США уже отражены в ценах на нефтяные фьючерсы", - отметил он.
"Прирост добычи в США, ожидаемый в этом году, приведет к разбалансировке рынка в третьем квартале, при условии сохранения состава и обязанностей участников соглашения ОПЕК+, которое мы наблюдали в последние 1,5 года. При этом даже при выполнении соглашения ОПЕК+ за счет роста добычи в США и в некоторых других странах будет наблюдаться постепенное превышение предложения над спросом, что, скорее всего, во второй половине года приведет к не радикальному снижению цен до уровней в $50-60 за баррель", - прогнозирует Алексей Белогорьев.