Итоги Давосского форума глазами российских экспертов

Читать на сайте Вестник Кавказа

На минувшей неделе в швейцарском Давосе под лозунгом "Создание совместного будущего в раздробленном мире" проходил 48-й Всемирный экономический форум (ВЭФ), на котором российскую делегацию возглавлял вице-премьер Аркадий Дворкович.

Комментируя итоги ВЭФ, российские эксперты были настроены пессимистично. "Мир находится на пороге серьезных событий. Многие ждут коллапса мировой экономики, а геополитика не сулит ничего хорошего. Лозунг ”Общее будущее в разделенном мире” слишком симпатичный, чтобы быть правдой. На самом деле, мы наблюдаем ситуацию разделения. Но Давосский форум не предназначался для того, чтобы как-то эти проблемы решить",  – говорит научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН Руслан Гринберг.

По его словам, сегодня мы наблюдаем общую смуту - и экономическую, и политическую: "Проблемы будут решаться только по мере обострения и приближения к коллапсу. Пока гром не грянет, никто не перекреститься не только в России… Мне очень понравилось выступление нашего министра экономического развития, который сказал, что у нас все хорошо, и что деньги надо вкладывать более выгодно в РФ, чем в США. Вот это очень хорошее известие".

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, пояснил, что в Давосе речь шла о том, чтобы с серьезным лицом уйти от насущных проблем: "Констатировали, что макроэкономика хороша, мы должны решать микроэкономические проблемы, но при этом министры, в том числе наш министр экономического развития говорил, вкладывайтесь в нас. Дональд Трамп приехал, говорил - вкладывайтесь в нас, только мы единственная тихая гавань и только мы можем обеспечить поступательное развитие экономики. Все это напоминало ярмарку тщеславия. На самом деле, речь идет о непризнании одного факта - мировая экономика скатывается к тому, чтобы стать экономикой войны. И связано это, прежде всего, с нерешенностью практически всех проблем и вызовов, которые стояли перед мировой экономикой перед кризисами 1998-го и 2008 годов. Ключевые страны, ключевые игроки не предложили рецепта решения этих проблем, и они накапливаются. Единственным способом снять это напряжение, перезагрузить систему является война. Я не имею в виду горячую войну, но мобилизационная экономика войны отчасти решает эти проблемы".

Среди симптомов скатывания к экономике войны Мухин назвал санкционное воздействие, с помощью которого США пытаются корректировать политику разных стран, в том числе Ирана и России; налаживание военного, экономического и политического контроля над целыми территориями и рынками, прежде всего Евросоюза: "Война за него сначала велась между США и Россией. Я напомню тезис о знаменитой энергозависимости Европы от России. Теперь, судя по всему, этот рынок будет предметом дележа между США и Китаем. То есть, множатся региональные и глобальные конфликты". 

Эксперт сделал прогноз о нарастании противостояния: "ЕС уже почувствовал вкус определенной независимости из-за слабости политической системы США. Кроме того, будет [экономический] конфликт между США и Китаем.  Место России в этих конфликтах пока не определено, хотя сирийская кампания расставила многие точки над i. Теперь мы находимся в преддверии формирования новой экономической и политической реальности".