Старикам в Европе жить легче, чем молодежи
Читать на сайте Вестник КавказаНа Всемирном экономическом форуме в Давосе активно обсуждается тема неравенства. Лидеры бизнес-сообщества и банкиры проявляют серьезный интерес к тому, как сделать так, чтобы глобализация работала для большинства, а не только для избранных. Разумеется, речь идет не об альтруизме в чистом виде. Как отмечает Bloomberg в материале Europe's Youth Have Good Reason to Be Mad, за последние три десятилетия уровень глобального неравенства постоянно снижался благодаря росту развивающихся рынков, в частности Китая.
Недавнее исследование Всемирного банка показало, что в во многих странах наблюдается снижение неравенства. Однако нужно быть более точными в отношении определения неравенства, чтобы правительства и компании предпринимали адекватные действия для борьбы с этим явлением. Международный валютный фонд заслуживает отдельной похвалы за обнародованное в среду в Давосе исследование о неравенстве в Европе. Вместо того, чтобы говорить о диспропорциях в целом, Фонд решил посвятить доклад неравенству между поколениями. Странам ЕС будет сложнее справиться с проблемой, если они не перебалансируют свои приоритеты в области налогообложения среди пожилых и молодежи.
Отчет МВФ начинается сильного аргумента: неравенство доходов в странах ЕС, обычно представляемое показателем, известным как коэффициент Джини, за последние 10 лет оставалось в целом стабильным. Напротив, неравенство между поколениями резко возросло. Доля лиц старше 65 лет и людей в возрасте от 18 до 24 лет, подверженных риску оказаться в бедности, была примерно равной в 2005 году и составляла 20%. С тех пор коэффициент упал примерно до 15% среди старшего поколения и вырос почти до 25% среди молодежи.
Эти данные показывают, что европейская система социальной защиты проделала хорошую работу по защите пенсионеров во время кризиса. Однако ей не удалось поддержать тех, кто пережил эпоху высокого уровня безработицы и стагнации заработной платы. Как сказала Кристин Лагард, управляющий директор МВФ, ”без определенных действий поколение может так и не восстановиться”.
У МВФ имеется длинный список мер, которые потенциально могут помочь молодому поколению. Они варьируются от сокращения налогов и взносов на социальное обеспечение для молодых работников, особенно тех, кто меньше зарабатывает, чтобы тратить больше средств на образование и профессиональную подготовку. Некоторые из этих предложений довольно амбициозны: МВФ считает, например, что страны могут поднять налог на богатство. Поскольку у пожилых людей обычно больше активов, которые они накопили на протяжении всей своей трудовой деятельности, это способ обеспечить ситуацию, при которой налоговое бремя в большей степени будет ложится на них, при этом риск вызвать нежелание работать будет сведен к минимуму.
Тем не менее МВФ менее радикален. В докладе рассматривается важность перенаправления социальных расходов на льготы для людей трудоспособного возраста, которые могут помочь тем, кто переживает период безработицы или нестабильного дохода. Как отмечается в докладе, 60% роста социальных расходов в ЕС после кризиса было направлено на пособия по старости.
Однако МВФ не требует от правительств сокращения чрезмерных пенсионных выплат, которые намного превышают взносы работающего населения. В своем выступлении в Давосе Лагард говорила о необходимости повышения жизнеспособности пенсионных систем, например, за счет повышения пенсионного возраста и ожидаемой продолжительности жизни. Но поскольку правительства, как правило, только внедряют пенсионную реформу после длительного переходного периода, эти изменения могут в перенести всю нагрузку на сегодняшнюю молодежь.
Конечно, попросить пенсионеров получать меньше будет непросто. По всей Европе более пожилые избиратели, как правило, гораздо активнее участвуют в различных голосованиях, чем их дети. Поскольку иногда молодые избиратели поддерживают сторонников антиистеблишмента, у основных сил еще меньше стимулов для действий.
Тем не менее, если правительства ЕС серьезно намерены бороться с неравенством, они должны учитывать проблему бедности и отчуждения молодежи.