Азербайджан становится важнейшим энергетическим узлом
Читать на сайте Вестник КавказаРазрешение вопроса статуса Каспийского моря, более активная позиция Центральной Азии за счет открытости Узбекистана в отношении своих соседей, а также экономическое сотрудничество между Азербайджаном, Турцией и Грузией – эти три фактора позволят Азербайджану играть более весомую политическую и экономическую роль в регионе, пишет Oil Price в материале Azerbaijan: A Crucial Energy Hub.
Недавно Россия объявила, что подписание соглашения о статусе Каспийского моря практически неминуемо. Окончательное соглашение о статусе Каспия, как озера или моря, будет определять долю нефти и газа на морском дне. Если акватория будет признана озером, то пять прикаспийских государств - Азербайджан, Россия, Казахстан, Туркменистан и Иран - разделят богатства одинаково между собой; если морем, то каждая страна будет использовать ресурсы Каспия на своей территории по своему усмотрению. Азербайджан, Туркменистан и Казахстан считают Каспий морем; Иран утверждает, что это озеро, основываясь на соглашении с Советским Союзом. Позиция России в этом вопросе гибкая. Соглашение о том, что Каспий - это море, сразу принесет пользу Азербайджану, поскольку государство сможет начать сотрудничать с международными партнерами по проекту Транскаспийского трубопровода для доставки природного газа из Каспия и Туркменистана в Европу. Ясность по каспийской проблеме позволит лидерам региона установить свои политические и экономические приоритеты.
Недавно избранный президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев начал нормализацию отношений с соседними странами Центральной Азии. Внешняя политика Узбекистана, сосредоточенная на отношениях с региональными государствами, может способствовать дальнейшему сотрудничеству по политическим и экономическим вопросам. Государства Центральной Азии могут сотрудничать с соседями на Южном Кавказе, а также с бывшими советскими республиками.
В недавно опубликованной Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов Америки” говорится: ”Мы стремимся к тому, чтобы государства Центральной Азии противостояли господству со стороны соперничающих держав, не становились безопасными убежищами для джихадистов и главным приоритетом считали реформы”.
Недавно Азербайджан, Турция и Грузия продемонстрировали пример эффективного сотрудничества, когда их руководители ввели в эксплуатацию железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс (БТК) из азербайджанского порта Алат на Каспийском море, идущую через Тбилиси, конечным пунктом которой стал турецкий Карс. Там дорога присоединяется к турецкой железнодорожной линии, ведущей в Европу. Ожидается, что железная дорога изначально будет перевозить 5 млн тонн грузов в год, и достигнет показателя в 17 млн тонн. Товары будут доставляться из Китая в Европу за 12-15 дней. Как и обсуждаемый Транскаспийский трубопровод, железная дорога БТК не проходит через территорию России и обеспечивает доставку товаров из Азии и казахстанского каспийского порта в Актау в Европу.
Дополнительной возможностью взаимодействия можно считать военно-техническое сотрудничество по стандартизации оборудования в регионе или совместную разработку оборудования. В 2017 году Турция начала военную экспортную кампанию, усилила продажи в Туркменистане и недавно подписала соглашение о создании совместного предприятия с Узбекистаном. Азербайджан также приложил усилия для разработки собственного оружия для экспорта и использования вооружений против поддерживаемых Арменией сепаратистских сил в регионе Нагорного Карабаха.
Азербайджан, Турция и Грузия должны заявить, что использование БТК будет беспрепятственным, потому что чем больше стран используют коридор БТК, тем больше будет необходимость предотвращать политическое вмешательство. Поскольку эффективные транспортные маршруты привлекают контрабандистов, государства могут воспользоваться возможностью и сотрудничать с разведывательными и силовыми структурами США.
Китай рассматривает регион как экономический коридор в рамках своей инициативы ”Один пояс - один путь”. Участие в строительстве инфраструктуры будет обеспечиваться за счет местных фирм, а инвестиции будут поступать в неэнергетический экспорт, но только согласованные совместные действия и отказ от раскола могут гарантировать участие в инициативе. Главное, не потерять контроль над природными ресурсами и инфраструктурой из-за ”кредиторского империализма” Китая.
У Азербайджана есть две стратегические задачи, и они взаимосвязаны. Первая - тлеющий с 1988 года конфликт с Арменией. В 2016 году опасность полномасштабных военных действий возобновилась. Вторая - большое количество внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) в связи с конфликтом в Нагорном Карабахе. Правительство Азербайджана выделило значительные средства для перемещенных лиц, но сейчас в стране один из самых высоких показателей ВПЛ на душу населения в мире, и интеграция их в экономику ”материка” осложнится, если конфликт в отношении Нагорного Карабаха не будет вскоре разрешен.
Прогресс в разрешении нагорно-карабахского конфликта стопорится, но развитие местных транспортных коридоров для железнодорожных перевозок, железной дороги БТК и нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, по-видимому, опережает политический процесс. Наиболее вероятно, что развитие инфраструктуры является ключевым для политики, поскольку инвестиции изолировали Армению. Побудит ли эта изоляция Армению пойти на сделку с Азербайджаном пока не ясно.
Азербайджан является связующим звеном Европы и Азии, и требуется поддержка для обеспечения свободы действий. Происходящие события указывают на то, что государство становится центром внимания мирового сообщества, но Баку необходимо постоянно развивать экономику, чтобы все азербайджанцы увидели свободное и процветающее будущее, которое они смогут создать все вместе.