Кристиан Йоханнес Генрих: "Отношения Армении и ЕС будут усилены до той степени, которая устраивает Москву"
Читать на сайте Вестник КавказаВ ноябре минувшего года Армения подписала договор ″о всеобъемлющем и расширенном партнерстве″ с Евросоюзом, вызвавшее множество споров об угрозах от сближения Еревана с Западом для российско-армянских отношений. В интервью "Вестнику Кавказа" перспективы взаимодействия с ЕС Еревана и Баку прокомментировал руководитель Центра Исследования Юго-Восточной Европы и Кавказа, политолог, доктор Кристиан Йоханнес Генрих.
- В ходе саммита "Восточного партнерства" в ноябре 2017 года Армения и ЕС подписали всеобъемлющее соглашение. Какое значение оно будет иметь для дальнейшего развития армяно-европейских связей?
- В первую очередь, соглашение является сигналом для отношений между ЕС и Россией. Еще в 2013 году хорошие и тесные отношения с Россией были проблемой для Украины. ЕС в то время выдвинул Киеву ультиматум. Как показало время, это стало ошибкой, приведшей к тяжелым последствиям и поспособствовавшей "евромайдану". Несмотря на то, что в Европе отрицают какую-либо ответственность за это и в общественном восприятии в качестве виноватой стороны рассматривается исключительно Россия, на деле ЕС изменил свою стратегию.
Армения, будучи членом ЕАЭС, где доминирует Россия, подписала в Брюсселе соглашение с ЕС, предусматривающий политическое и экономическое сотрудничество. Это соглашение не является ассоциативным, как, например, подписанное в 1963 году Турцией, но открывает множество возможностей вплоть до безвизового режима, который уже получили Грузия и Украина. Реальной перспективы вступления в ЕС нет ни у одного из партнеров. Отношения между Арменией и ЕС будут усилены и интенсифицированы с помощью данного соглашения, но лишь до той степени, которая устраивает Москву.
- В настоящее время Азербайджан и ЕС интенсивно работают над соглашением о стратегическом партнерстве, которое должно отразить актуальные цели и общие вызовы для двух сторон. Очередной раунд переговоров должен состояться в феврале этого года. Какую пользу ЕС и Азербайджан смогут извлечь из подобного соглашения?
- Соглашение с Азербайджаном позволит "Восточному партнерству" как части Европейской политики соседства достигнуть очередного внешнеполитического успеха. В лице Азербайджана ЕС усиливает связи с партнером, обладающим значительными нефтегазовыми ресурсами, который в будущем сможет также обеспечивать энергетическую безопасность Европы. Одновременно это соглашение даст возможность Азербайджану начать процесс политической трансформации. Однако здесь следует подождать реакции Баку – считают ли там подобный процесс в принципе нужным. Я вижу очень большой потенциал для сближения между ЕС и Азербайджаном в экономической сфере, особенно, в энергетике. В политической сфере, напротив, я вижу большие различия, которые могут даже поставить под удар успешное заключение соглашения.
- Армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха был одной из проблемных тем при формулировании итоговой декларации саммита "Восточного партнерства" в ноябре 2017 года. В конечном счете была использована формулировка, в которой не были конкретно назван конфликт, однако была однозначно поддержана территориальная целостность стран-партнеров. Оказал ли, по-вашему, "каталонский прецедент" отрезвляющий эффект на европейскую политику в отношении карабахского сепаратизма?
- Не думаю, что каталонский конфликт оказал особое влияние на итоговую декларацию. В конце концов, существуют многочисленные резолюции Совета безопасности ООН и Европейского парламента, требующие безотлагательного вывода из региона армянских оккупантов. То есть, территориальная целостность Азербайджана поддерживалась и раньше.
- Какие вызовы и риски в контексте существующих региональных конфликтов и политической ситуации в мире несет с собой 2018 год для Южного Кавказа?
- Недавние протесты в Иране, прокси-война крупных держав в Сирии, а также нерешенный нагорно-карабахский конфликт остаются пороховыми бочками для этого неоднородного региона. Азербайджан обладает военным бюджетом, превосходящим весь госбюджет Армении. Сегодня военный баланс между Азербайджаном и Арменией уже не является таким, как в 1988-1992 годах. Начнет ли Азербайджан военную операцию для восстановления действия международного права, сомнительно. Если в случае конфликта Анкара выступит на стороне братской страны, то может возникнуть пугающий сценарий. Даже с учетом того, что в международной политике, особенно на Кавказе, ничего нельзя исключать, я не исхожу из подобного варианта развития событий. Перестрелки на армяно-азербайджанском фронте и без того происходят регулярно. Подобные инциденты могут привести к резкой эскалации.