В России взлетели продажи машин
Читать на сайте Вестник КавказаРоссийский авторынок завершил прошлый год на подъеме: реализация новых легковых и легких коммерческих машин выросла на 11,9%, до 1,596 млн автомобилей, причем рост наблюдается впервые за последние четыре года. Об этом рассказали в Ассоциации европейского бизнеса.
Декабрьские продажи поднялись на 14%, до 166 тыс штук. Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер уточнил, что в последнем месяце года рынок оставался "в гармонии с предыдущими месяцами", отметив также "слабый старт в январе и феврале" прошлого года, поскольку восстановление спроса началось только в марте.
"Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру", - цитирует Шрайбера "Коммерсантъ".
Первые попытки авторынка России выбраться на рост спроса после трехлетнего падения произошли еще в конце 2016 года. Отрасль в последние несколько лет получает существенную поддержку от государства, включая финансируемые бюджетом скидки на новые машины при сдаче старых на утилизацию и в trade-in, льготные кредиты и лизинг, промсубсидии местным заводам и так далее. Тем не менее, раньше программы госпомощи лишь замедляли спад рынка.
По информации АЕБ, на росте спроса из ведущих автобрендов больше всего выиграли Lada и несколько активно локализовывавших производство в России иностранных автоконцернов. Например, продажи Kia поднялись на 22% и составили 181,9 тыс машин, Volkswagen - на 21%, до 89,5 тыс штук, Ford - на 18%, до 50,4 тыс штук. Лидер рынка Lada нарастил продажи на 17%, до 311,6 тыс автомобилей.
Из числа популярных марок спад в прошлом году продемонстрировал только УАЗ: продажа машин бренда упала на 15%, до 41,6 тыс штук. На третье месте по продажам за год после Lada и Kia вышла Hyundai, реализация которой выросла на 9%, до 157,9 тыс автомобилей.
Самой продаваемой моделью в ушедшем году оказалась Kia Rio (96,7 тыс машин), второе третье место по популярности заняли Lada Granta (93,7 тыс) и Lada Vesta (77,3 тыс). На четвертом и пятом местах расположились модели Hyundai - Solaris (68,6 тыс) и Creta (55,3 тыс).
Советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер" Сергей Хестанов отметил, что рост продаж автомобилей эконом-класса связан с укреплением курса рубля. "Практически все технические товары, особенно автомобили, бытовая электроника, техника сильно зависят от курса доллара. Как правило, чем рубль крепче, тем рублевые цены ниже, и наоборот. Поэтому сочетание укрепления рубля с некоторым улучшением общеэкономического фона привело к тому, что те, кто ранее откладывал покупку машины, приняли решение машины купить", - рассказал эксперт.
Он пояснил, что на профессиональном языке это называется реализацией отложенного спроса. "То есть, люди хотели совершить покупку, но не могли или сомневались, но ситуация немножко улучшилась и они решили сделать то, что раньше откладывали. И это подтверждается тем, что спрос возрос на автомобили эконом-класса. Это тот сегмент рынка, который достаточно сильно зависит от экономической конъюнктуры, потому что автомобили премиум-класса, как правило, слабо связаны с колебаниями экономики", - отметил экономист.
Сергей Хестанов также добавил, что, по его мнению, в ближайшее время спрос на автомобили продолжит расти. "Думаю, что эта тенденция продолжится, по крайней мере, до апреля. А дальше ситуация будет зависит прежде всего от колебаний курса национальной валюты", - заключил аналитик.
Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов также отметил, что многие потребители заранее откладывали средства на приобретение автомобилей. "Период острой фазы экономического кризиса привел к тому, что многие откладывали свои покупки, которые они запланировали, например, на 2014, 2015, 2016 годы, когда как раз были падения продаж автомашин. Поскольку ситуация более-менее стабилизировалась, не с точки зрения того, что мы окончательно вышли из экономического кризиса, но он стал более понятным гражданам, люди стали осуществлять эти отложенные покупки", - отметил эксперт.
Он добавил, что доходы населения продолжают падать, однако автомобили чаще всего приобретают люди, имеющие регулярный доход. Кроме того, на рост продаж автомобилей также оказывает положительное влияние и поддержка сектора со стороны государства. "Государство продолжает помогать рынку через предоставление льготных кредитов, особенно на приобретение российских автомашин, а это тоже поддерживает спрос. Мы с вами видим, что все-таки сегмент приобретения автомобилей не очень дорогой: либо российские машины, либо южнокорейские автомобили, которые находятся в пределе ценового диапазона 600-700 тыс рублей. Люди, которые хотели более дорогие машины купить, покупают дешевые, здесь сосредоточивают этот возросший потребительский спрос", - пояснил Сафонов.
При этом эксперт добавил, что не видит предпосылок для дальнейшего роста спроса на автомобили в 2018 году. "Темпы роста заработной платы очень низкие, в большей части секторов они остаются на нулевом значении, то есть, не растут. Плюс, ко всему прочему, надо обратить внимание, что население сейчас предпочитает в большей степени деньги держать под подушкой. В условиях, когда вклады в депозиты становятся малопривлекательными в силу того, что они не опережают инфляцию, население всегда избирает стратегию сохранения своих денег в приобретении товаров потребительских, в том числе в покупке автомобилей. Поэтому мне кажется, что потребительский спрос сохранится на том же самом уровне, но не более того", - заключил Александр Сафонов.