Сеул и Пхеньян на пороге мирного урегулирования?
Читать на сайте Вестник КавказаРуководству Сеула и Пхеньяна сегодня на встрече на министерском уровне, прошедшей в южной части демилитаризованной зоны в так называемом Доме мира, удалось договориться об улучшении отношений между КНДР и Южной Кореей и возобновлении переговоров на высоком уровне в разных областях, - передает из Сеула агентство Рёнхап.
"Юг и Север разделяют мнение о необходимости снижения нынешней военной напряженности и для урегулирования этой проблемы решили возобновить переговоры военных", - говорится в заявлении, опубликованном в южнокорейских СМИ, передает РИА Новости.
Высокопоставленные представители двух корейских государств в ходе встречи договорились о возобновлении переговоров по военным вопросам, условились активизировать контакты, обмены и сотрудничество в самых различных областях, которые были заморожены из-за конфронтации вокруг ядерной и ракетной программ Пхеньяна, а также решили вопрос об участии северокорейских спортсменов в Олимпиаде в Пхёнчхане, - говорится в опубликованном сегодня совместном заявлении для печати по итогам встречи представителей КНДР и Южной Кореи.
Ранее Сеул заявил, что рассмотрит возможность смягчения санкций в отношении КНДР для участия ее делегации в Играх. В Пхеньяне говорили, что намерены направить на Олимпиаду большую группу своих представителей, включая членов национального олимпийского комитета, а также артистов, болельщиков и журналистов.
КНДР и Южная Корея условились решать все возникающие в их отношениях проблемы путем переговоров. В течение дня также стало известно о восстановлении линии экстренной военной связи между двумя странами.
Это первые переговоры между властями двух государств после того, как в мае президентом Южной Кореи стал Мун Чжэ Ин. До сих пор ему ничего не удавалось сделать для улучшения отношений с Севером из-за острой конфронтации между КНДР и США.
Российские парламентарии приветствуют возможные переговоры КНДР и Южной Кореи, - заявил глава комитета ГД по международным делам Леонид Слуцкий.
"Любой элемент таких переговоров мы, безусловно, воспринимаем приветственно, и другого отношения не может быть. Тем более сразу две сюжетных линии - это участие северокорейских спортсменов в предстоящей Олимпиаде … и денуклеаризация", - заявил Слуцкий.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" руководитель программы "Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе" Московского центра Карнеги Александр Габуев, Сеулу необходимо снизить накал ситуации в преддверии Олимпиады. "Для Сеула ситуация развивалась в довольно опасном направлении, потому что после ракетных и ядерных тестов этой осени увеличилась возможность того, что США нанесут ограниченный удар по КНДР с довольно непредсказуемыми последствиями. Любая возможность снизить напряженность за счет переговоров, выиграть время или реально пытаться искать невоенные пути решения работает на интересы Мун Чжэ Ина, ведь приближается Олимпиада в Сеуле. Близость войны накануне Олимпиады дает высокий риск провокаций и осложнений, которые совершенно не в интересах Южной Кореи", - пояснил он.
Пхеньян тоже нуждается в передышке. "Для Северной Кореи сейчас тоже не самый простой момент, так как уже начало сказываться действие новых международных санкций. В интересах Пхеньяна снизить напряженность, избежать дальнейшего ужесточения санкционного режима и предотвратить наиболее серьезные военные последствия, ведь так у Сеула появится повод убедить Вашингтон не применять военные меры. Эти два вектора с обеих сторон совпали, потому и начались переговоры", - подчеркнул Александр Габуев.
По его прогнозам, обе стороны будут заняты в ближайшее время работой над обеспечением режима деэскалации. "Это главная задача и, скорее всего, наиболее амбициозная цель для сторон, ведь решение всего комплекса противоречий вряд ли можно увидеть на горизонте. Деэскалация и отсутствие серьезных военных инцидентов – это, пожалуй, самое важное, о чем сейчас можно реалистично договориться. Стоит добавить, что пока неясно, как будут вести себя США, это во многом зависит от того, кто будет оказывать влияние на президента Трампа и как сложится внутриамериканская ситуация. Из-за характера президента в США действует очень специфическая система принятия решений и совершенно нелинейная стратегия в отношении КНДР", - предупредил руководитель программы "Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе" Московского центра Карнеги.
В свою очередь политолог Ровшан Ибрагимов, находящийся в настоящее время в Южной Корее, отметил, что текущие попытки Сеула и Пхеньяна наладить отношения связаны с позицией президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина, который еще будучи в оппозиции предлагал конструктивный подход к разрешению межкорейского конфликта.
"Политические и экономические контакты между странами существовали вплоть до 2014 года, когда Северная Корея впервые провела испытания и вывела на орбиту собственный спутник, тем самым доказав, что она обладает потенциалом для создания межконтинентальной баллистической ракеты, с помощью которой ядерные боеголовки можно доставить до американской территории. Именно тогда начался конфликт межу США и КНДР, а затем уже были заморожены все отношения Южной Кореи с Северной Кореей, в том числе даже совместные проекты стран. Разумеется, когда отсутствуют какие-либо контакты, это может привести к еще большему ухудшению отношений", - отметил эксперт, уточнив, что так оно в итоге и получилось.
При этом он напомнил, что в тот момент позицию президента Пак Кын Хе о заморозке отношений с КНДР поддержали ястребы Южной Кореи. "Это военное крыло, которое традиционно более консервативно. Обострение отношений произошло еще и потому, что президентом Южной Кореи была женщина - Пак Кын Хе. Она прислушивалась к словам своих военных советников, поэтому отношения между странами в итоге опустились до нуля", - поведал Ровшан Ибрагимов.
По его словам, со своей стороны Мун Чжэ Ин буквально с первых дней своего президентства указал на то, что теперь Сеул будет искать подход к диалогу с Пхеньяном. Эксперт также связал нынешние попытки обеих стран наладить отношения с приближающимися Олимпийскими играми, которые уже в феврале пройдут в южнокорейском Пхенчхане.
"Конечно же, вопрос безопасности во время Игр является важнейшей повесткой дня для Южной Кореи. На первый план сейчас выходит работа по предотвращению любых нежелательных сценариев. Кроме того, Сеулу необходимо создать условия для привлечения к участию в Олимпиаде северокорейской команды. Именно этот вопрос и стал поводом к началу переговоров между странами. Сама Северная Корея тоже ищет точки соприкосновения. Нынешняя ситуация является для нее тупиковой, поскольку вся конфронтация происходит прежде всего из-за прямого диалога между президентами США и Кореи Трампом и Кимом. Словесная перепалка сторон ужесточает условия для дальнейшего конструктивного формирования отношений. Кроме того, КНДР весьма негативно воспринимает все существующие морские военные учения как двустороннего, так и трехстороннего формата, куда, помимо США, подключается еще и Япония. Конечно, они напрямую ощущают это как угрозу для своего режима", - рассказал политолог.
Помимо этого, он поделился своим мнением о том, какой тактики будут придерживаться Соединенные Штаты, если урегулирование корейских отношений войдет в конструктивную фазу. "США будут поддерживать дальнейшие шаги для возобновления конструктивизма, поскольку видно, что Сеул все-таки исходит из того, чтобы Пхеньян подходит к вопросу более конструктивно, без возможного использования оружия массового уничтожения. Здесь также весьма важно и то, что в будущем может произойти воссоединение двух стран, о чем ранее заявил президент Ким. Естественно, это произойдет не через 10 и не через 20 лет, поскольку на данный момент у сторон свое видение того, как именно это воссоединение должно происходить. Но как минимум в подсознании такой вариант существует не только на уровне народов, но и элит обеих стран", - сказал эксперт.
Кроме того, он рассказал, как далеко могут продвинуться стороны на пути урегулирования. "Сегодня проблем между двумя Кореями нет, они есть между КНДР и США. И эти проблемы также ставят под угрозу Южную Корею, Японию, даже каким-то образом Китай. Речь идет о том, чтобы восстановить отношения, которые существовали до 2014 года. Теоретически и практически это возможно. И здесь все больше зависит скорее от Южной Кореи, чем от Северной. Для КНДР восстановление отношений к уровню 2014 года является позитивным решением, поскольку Пхеньян серьезнейшим образом стал ощущать влияние тех санкций, которые были введены в последнее время по отношению к нему", - резюмировал Ровшан Ибрагимов.