Как Турция впишется в новую политику ”Америка - прежде всего”

Читать на сайте Вестник Кавказа

Стратегия национальной безопасности (СНБ), опубликованная 18 декабря президентом США Дональдом Трампом, поддерживает линию более ранних американских администраций, но делает акцент на несколько других аспектах. Главная линия стратегии - это то, что президент настойчиво подчеркивал во время предвыборной кампании: ”Америка - прежде всего”. Эта политика привлекательна для американского народа, но не для других.

Аналитическое издание Arab News в статье How will Turkey fit into new ‘America First’ policy?, использование вопросов внешней политики для отвлечения внимания электората - практика, к которой время от времени прибегают лидеры, и Трамп не исключение. Амбициозные цели всегда привлекательны для отечественной аудитории, и у сверхдержав есть средства для их достижения. Тем не менее вопрос состоит в том, стоит ли достигать этих целей с точки зрения финансов, политики и дипломатии. В отличие от предыдущих СНБ, которые рассматривали вопросы безопасности совместно с союзниками, Трамп подчеркивает безопасность именно своей страны. Единственным исключением является НАТО. Американский президент понял важность НАТО, хотя во время своей избирательной кампании критиковал организацию. Еще одно изменение произошло со временем в отношении России: он не считал Россию угрозой во время избирательной кампании, но теперь он изменил свое мнение. Одной из важных особенностей документа стал приоритет в отношениях с Израилем, Египтом, Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива, за исключением Катара. Чтобы противостоять возрастающей роли Ирана в регионе, СНБ ссылается на формирование блока, состоящего из стран Персидского залива, без упоминания о том, какие именно страны имеются в виду 

В отличие от Барака Обамы, Трамп не видит никаких проблем в том, чтобы упоминать ислам в том же контексте, что и экстремистские идеи.

Продвижение мягкой силы не является приоритетом в новой стратегии, а использование жесткой силы не исключается в случае необходимости.

После распада СССР США должны были стать единственным лидером однополярного мира, но этого не произошло. Во-первых, потому, что Россия возродилась из пепла Советского Союза как важный игрок и воспользовалась американским снижением влияния в Сирии. Во-вторых, поспешный вывод американских военных из Ирака предоставил Ирану подходящую почву сначала в Ираке, а затем в Сирии.

Упоминая о том, что ИГИЛ (запрещена в России) все еще не ликвидирована окончательно в Сирии, СНБ намекает на намерение США оставаться в стране, по крайней мере, до тех пор, пока вопрос о будущей роли Башара Асада не будет решен.

Турецкую общественность особенно интересовала СНБ из-за сложного характера турецко-американских отношений. Советник по национальной безопасности Трампа Герберт Р. Макмастер, спустя несколько дней после публикации СНБ, заявил, что Турция и Катар поддерживают ”радикальную исламистскую идеологию”. Поскольку он является самой важной фигурой в команде, которая разработала документ, Турция серьезно относится как к его заявлению, так и к тексту СНБ. Офис Макмастера позже попытался внести разъяснения в свое заявление, сообщив, что Турция является союзником по НАТО и партнером в борьбе с ИГИЛ, но суть  первоначального заявления осталась неизменной.

Во всем документе нет прямой ссылки на Турцию. О стране говорится в другом контексте: ”Россия стремится ослабить влияние США в мире и отделить нас от наших союзников и партнеров”. Это намек на продажу Россией ракетных систем С-400 в Турцию. Турция стала объектом жесткой критики со стороны США из-за активной роли, которую президент Реджеп Тайип Эрдоган в отношении признания Трампом Иерусалима. Между тем, премьер-министр Турции Бинали Йылдырым сказал после переговоров с саудовскими лидерами, что Турция и Саудовская Аравия договорились по 90%  обсуждаемых тем. Еще предстоит выяснить, сможет ли Турция выработать сбалансированную политику в своих отношениях с США и Россией.

Словом, стратегический документ полон интересных моментов, которые необходимо учитывать всему миру и, в частности, Ближнему Востоку.