Возможности и риски для Европы в 2018 году
Читать на сайте Вестник КавказаВероятно, что европейская история 2017 года продолжится в новом году, однако нельзя игнорировать надвигающиеся политические риски, пишет аналитический центр Bruegel в материале Opportunities and risks in Europe in 2018. 2017 год стал хорошим годом для мировой и европейской экономики. Темпы роста ВВП в Европе были пересмотрены после выхода Великобритании. Безработица быстро падает, а занятость остается на исключительно высоком уровне.
Эта позитивная история вполне может продолжиться в 2018 году. Балансы банков и корпораций сильнее, чем год назад. Банки добились успехов в решении проблем, связанных с неэффективными кредитными портфелями, хотя многое еще предстоит сделать. Коэффициенты корпоративного долга по отношению к ВВП падают. Бюджетный дефицит также снизился, так что потребность в жесткой экономии отступает. Франция предприняла ряд важных реформ на рынке труда, которые должны принести пользу, в то время как Италия должна извлечь выгоду из реформ рынка труда, предпринятых в 2015 году.
Тем не менее существуют серьезные риски. Наиболее важной областью политики, которая заслуживает тщательного обсуждения и осторожных действий, остается денежно-кредитная политика. По мере развертывания глобального финансового кризиса Европейский центральный банк (ЕЦБ) и другие центральные банки значительно расширили свои инструменты денежно-кредитной политики и скорректировали свои операционные рамки.
Главной характеристикой денежно-кредитной политики в последние годы является то, что основной инструмент, процентная ставка, находится на нулевой нижней границе и де-факто стал неэффективным. Это привело к тому, что ЕЦБ пошел по стопам ФРС США и стал использовать другие способы осуществления денежно-кредитной политики. Эта так называемая нетрадиционная денежно-кредитная политика привела к увеличению балансов центральных банков. Фактически, различные меры ЕЦБ привели к 4-кратному увеличению размера баланса ЕЦБ до 4 триллионов евро. Более 2 трлн евро поступили за счет программы государственных закупок облигаций.
По мере роста в зоне евро, дискуссии о том, когда и как нормализовать денежно-кредитную политику, будут ускоряться. Важным вопросом является вопрос о том, следует ли сначала нормализовать процентные ставки, т. е. увеличить основную процентную ставку, а затем прекратить покупки государственных облигаций или наоборот. В целом, европейские политики, похоже, предпочитают сначала отказаться от покупки облигаций и только затем ввести краткосрочную процентную ставку. В результате кривая доходности может сначала пойти вниз, прежде чем постепенно сдвинуться наверх. Эта последовательность процесса нормализации соответствовала бы Федеральному резервному фонду США, который начинал с сужения (т.е. постепенно уменьшал закупки активов), а затем постепенно повышал ключевую ставку, прежде чем пассивно уменьшать размер баланса.
Вопрос об оптимальном размере баланса центрального банка еще не решен. Речь идет о фундаментальном вопросе - как быстро уменьшить размер баланса ЕЦБ и поглотить большие объемы ликвидности на рынках. Если ликвидность будет устранена слишком быстро, долгосрочные процентные ставки и цены на активы могут резко среагировать. Это может привести к существенной финансовой нестабильности, поэтому ЕЦБ должен постепенно уменьшать размер своего баланса. Но даже тогда риски финансовой стабильности могут быть наиболее серьезными в следующем году.
Существуют и другие риски: грядущие выборы, особенно в Италии, могут существенно изменить политический ландшафт в Европе. Был достигнут прогресс в том, чтобы избежать кризиса после Brexit, но политика остается крайне нестабильной и все еще может подорвать плавный прогресс в направлении заключения торгового соглашения. Между тем, в Германии по-прежнему нет правительства, и поэтому более широкие дискуссии о том, как формировать будущее валютного союза Европы, приостановлены. Таким образом, Европа с волнением ждет нового года.