Алёна Яковлева: ″Театр будет всегда, потому что это живая история″
Читать на сайте Вестник КавказаДля театров рождественские и новогодние каникулы – период премьер и гастролей. Актриса Московского театра сатиры, заслуженная артистка России, народная артистка РФ Алёна Яковлева рассказала ″Вестнику Кавказа″ о своих новогодних планах и поделилась видением развития российского театра.
- Как планируете встречать Новый год?
- Новый год я проведу на работе - буду играть два спектакля в прекрасном городе Питере. Я могла бы исхитриться и прилететь обратно в Москву ночью, но не хотела бы, чтобы меня постигла участь персонажа фильма "Ирония судьбы". Поэтому я там останусь, погуляю по Дворцовой площади, а 1 января вернусь, потому что 2, 3 и 5 января я уже играю спектакль в Москве. У нас нет каникул, мы работаем.
- Вы упомянули ″Иронию судьбы″. Вы считаете, такие фильмы нужно показывать на Новый год, продолжать традицию?
- Лучше этих фильмов пока что ничего не сделали. Я выросла на том качестве юмора. Я пришла в театр Сатиры, когда в нем было много людей, которые действительно прекрасно понимали, что это такое - И Андрей Александрович Миронов, и Анатолий Дмитриевич Папанов, Ольга Александровна Аросева, Вера Кузьминична Васильева, Мишулин Спартак Васильевич, наш прекрасный художественный руководитель Александр Анатольевич Ширвиндт, Михаил Михайлович Державин.
Фильм "Старики-разбойники" невозможно представить без Евстигнеева, Никулина, "Иван Васильевич меняет профессию" – без Юрия Васильевича Яковлева. Это комедии высочайшего класса, поэтому мне кажется, что дети должны это сегодня смотреть, хотя у них другой поток информации, гаджеты. Моя дочка, которой 25 лет, выросла на этих фильмах. Я не ретроград, люблю все современное, единственное, чего я не выношу - пошлости в театре и кино.
- Русский театр сейчас, по-вашему, на каком находится историческом моменте?
- Сколько я себя помню, столько говорили, что театра скоро не будет. Театр будет всегда. Потому что это живая история. Кино - все-таки математика. Оно может быть интереснее в чем-то, у него более широкие средства выразительности, но и театр сейчас тоже очень сильно шагнул вперед. Сейчас идет уклон в западный театр, а он холодный. Наш театр - душа и нервы. Так не умеет никто в мире. У американских и европейских актеров прекрасная техника, а мы тратим душу.
Много лет я играла в спектакле "Катерина Ивановна" театра "Модерн". Иностранцы говорили: "Мы не понимаем, как вы работаете. Вы же просто должны умереть после этого. Вы настолько себя раздираете, выворачиваете на изнанку в течение трех-четырех часов, что страшно становится".
Я не очень люблю разгадывать в театре ребусы. Хочу, чтобы в театре была живая эмоция, чтобы меня заставляли плакать, смеяться, сопереживать. Сейчас пытаются сочетать европейский театр и наш. Кому-то это удается, кому-то нет. Когда это удается - это прекрасно, как спектакль "Пристань" в театре Вахтангова, где играл мой папа [Юрий Васильевич Яковлев], Юлия Борисовна Константинова, Максакова, Этуш. Они сочетали актерское мастерство и душу русского актера, там все соединилось. А когда спектакль сделан это без внутреннего подкрепления, мне это скучно. Я это могу наблюдать, но это не трогает. Я не люблю ни голых тел на сцене, я не понимаю, когда переворачивают классику, потому что у Достоевского или Гоголя нельзя спросить, как они бы к этому отнеслись, а в их произведениях вложено авторское мировоззрение. Почему надо влезать в психологию и мировоззрение автора? Мне кажется, это неправильно.
- Можете назвать современных режиссеров и актеров, которые на ваш взгляд определяют лицо русского театра?
- Из известных - Женя Миронов, Юля Пересильд, Чулпан Хаматова. Оля Прокофьева и Таня Аугшкап, мои подруги, блестящие актрисы. Из молодых актрис - Оля Лерман, которая у нас работала. Малый театр славится классикой, сейчас собираюсь посмотреть "Визит старой дамы" с Людмилой Титовой. Всегда интересно, когда ты видишь хорошие актерские работы. Для меня театр интересен не только режиссурой, потому что режиссура может быть крайне разнообразной, в актерские работы мне интересны.