Великие державы не проявили должного внимания к армянскому сепаратизму
Читать на сайте Вестник КавказаОценить уходящий год применительно к разрешению нагорно-карабахского конфликта достаточно сложно. С одной стороны в этом году, к счастью, обошлось без массового кровопролития, подобного тому, что было в апреле 2016 года, с другой стороны, не наблюдалось особых подвижек в плане мирного урегулированию противостояния. При этом эксперты склонны рассматривать вопросы безопасности в контексте экономических и политических шагов, предпринимаемых сторонами конфликта, и в этом плане преимущество у Азербайджана, который смог сохранить свои ведущие позиции на политическом и экономическом поле, а также продолжал укреплять военную мощь, обеспечивая армию современным вооружением и техникой.
Тем не менее, как заявил помощник президента Азербайджана по общественно-политическим вопросам Али Гасанов в интервью израильской газете The Jerusalem Post, при различных проявлениях сепаратизма в мире сверхдержавы часто пытаются воспользоваться этой бедой, чтобы обеспечить собственные геостратегические интересы и отвлечь внутреннюю и внешнюю политику других стран, в то время как международные организации не занимают принципиальной позиции. Это еще более усложняет ситуацию и поощряет возвышение этнического сепаратизма до радикального и агрессивного уровня, вызывая страдания миллионов людей. Великие державы и ведущие мировые организации не проявили такого отношения к армянскому сепаратизму, который возник в нагорно-карабахском регионе Азербайджана. И это несмотря на то, что требование об отделении Нагорного Карабаха, который не имеет географической связи с Арменией, от Азербайджана и его передаче Армении или объявлении независимости этой территории полностью противоречит как международному праву, так и законодательству Азербайджана.
По словам Гасанова, главная цель политики Армении - расширить свои территории за счет азербайджанских земель. Армянские националисты на протяжении многих лет мобилизуют все свои ресурсы для этой цели. Армянские идеологи разработали идею о мифическом государстве под названием "Великая Армения" и воспитали несколько поколений армян в духе ненависти к соседним народам… Несмотря на то, что во времена Советского Союза сепаратистские движения армян против Азербайджана перешли от активной фазы к относительно раскаленной фазе конфликта, центральное правительство Армении продолжало изгонять большое число азербайджанцев из Армении, где исторически компактно проживали наши соотечественники. В 1948-1953 годах по решению Совета Министров СССР около 150 000 азербайджанцев были изгнаны со своих исторических земель в Армении в Азербайджан. Накануне распада СССР вопрос о выходе из Азербайджана Нагорно-Карабахской автономной области и ее передаче Армении был поднят с тайного согласия тогдашнего руководства СССР. На фоне этих процессов более 200 000 азербайджанцев, проживающих в Армении, были насильственно изгнаны с родных земель. Иными словами, официальный Ереван в очередной раз провел политику этнической чистки. После распада СССР Армения начала открытую вооруженную оккупацию, а в феврале 1992 года вооруженные силы Армении уничтожили город Ходжалы в нагорно-карабахском регионе, населенный азербайджанцами, и совершили против них геноцид. Продолжая оккупационную политику, Армения оккупировала Нагорный Карабах и семь прилегающих районов, что составляет 20 процентов территории Азербайджана. На оккупированных территориях была проведена политика этнических чисток, и около миллиона азербайджанцев стали вынужденными переселенцами.
Позиция Азербайджана относительно армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта ясна - создание государства на международной признанной территории другого государства и использование насилия на этнической, национальной почве и вооруженных методов для достижения этой цели недопустимы. Как заявил Гасанов, ″конечно, мы готовы к определенному компромиссу и конструктивному решению проблемы. В этой связи мы рассматриваем вопрос о предоставлении более широкой автономии нагорно-карабахскому региону внутри Азербайджана, а также полное обеспечение - в соответствии с законодательством Азербайджана и международно-правовыми нормами - гражданских, социально-экономических и культурных прав армянского населения, проживающего там, как основной путь для устойчивого, эффективного и справедливого урегулирования конфликта″.