Чем запомнится 2017 год на мировом нефтяном рынке
Читать на сайте Вестник КавказаУходящий год был напряженным, но продуктивным для мирового нефтяного рынка, заявили в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" эксперты-энергетики, подводя нефтяные итоги 2017 года.
В первую очередь на это указал вице-президент группы компаний "НьюТек Сервисез", профессор РГУ нефти и газа им И. М. Губкина Валерий Бессель. "Очень хорошо, что весь год нефть росла в цене, на чем позитивно сказалась инерционность роста потребления нефти: та цена на нефть, которая сейчас установилась, оказалась несколько выше, чем я ожидал. К концу года мы выйдем на $60 за баррель, что очень комфортно для нефтяников и газовиков, так как покрывает практически все затраты и издержки на добычу почти любых видов, кроме ультраглубоководных и арктических", - сказал он.
Для российской нефтяной отрасли год был успешным. "Пока еще не опубликованы результаты добычи нефти в этом году, но в целом мы устойчиво удержали свои позиции и по добыче, и по переработке, а самое главное – по рынкам сбыта нефти. Сейчас за рынки сбыта нефти идет огромная борьба, никто не хочет их терять, так как их тут же займут другие игроки. В какой-то степени сыграло свою роль соглашение ОПЕК+, но я не уверен, что оно было существенным, так как действовали и другие факторы, включая рост экономики в США, Китае, ЕС, и у нас тоже. Там, где рост экономики, всегда начинает расти и энергопотребление", - напомнил Валерий Бессель.
"У газовиков год был тоже успешным, на мой взгляд. Мы запустили первую очередь проекта "Ямал-СПГ", что очень важно для России как диверсификация поставок газа на мировые рынки. До недавнего момента мы продолжали пользоваться всеми теми коридорами, которые были построены еще в советское время, за исключением "Северного потока-1" и "Голубого потока", но теперь у нас есть два терминала погрузки СПГ, включая "Ямал-СПГ" на 5,5 млн т в год. Активно развиваются новые проекты, в том числе "Балтика-СПГ" и "Владивосток-СПГ", ведется освоение ресурсной базы, в частности, геологоразведочные работы, которые дают хорошие промышленные притоки и позволяют считать эти месторождения уникальными по запасам. Также мы достраиваем систему "Сила Сибири", которая направит наш газ в КНР. Китай сейчас заинтересован в нас, а мы в нем, так что тут совершенно объективно вырастает конгломерат двух стран, которые необходимы друг другу", - подчеркнул эксперт.
"В итоге, я считаю, год прошел не зря. Нефтяники и газовики активно работали в России, создали новые плацдармы для разработки месторождений на Востоке, на Дальнем Востоке, на шельфе. С этих плацдармов мы начнем развиваться еще мощнее", - выразил уверенность профессор РГУ нефти и газа им И. М. Губкина.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков прежде всего указал на выход нефтяных цен на новые уровни как основной итог года. "И это позитивная тенденция последних двух лет: 31 декабря уходящего года нефть стоит дороже, чем 31 декабря предыдущего года. Напомню, что Новый год мы встретили при $55 за баррель, а 2018 год начнется примерно с $66 за баррель, и это, наверное, главный результат, определяющий во многом другие аспекты жизни нефтяного рынка. Произошло это, во многом, благодаря перебалансировке рынка, уже в первом квартале 2018 года ожидается, что спрос превысит предложение впервые за несколько лет", - сообщил эксперт.
Ключевым фактором этой перебалансировки стало исполнение сделки ОПЕК+. "Итогом 2017 года стало то, что эта сделка ОПЕК+ по ограничению добычи нефти сработала. Не все верили, что она будет работать, что стороны будут выполнять взятые на себя обязательства, но дисциплину среди участников сделки удалось сохранить, добыча действительно была ограничена. Также росту цен помогло увеличение спроса со стороны стран-потребителей, прежде всего, Китая и Индии. Восстановление баланса рынка и стало главным достижением игроков на мировом нефтяном рынке в этом году", - подчеркнул Игорь Юшков.
На руку производителям нефти сыграли и проблемы американских сланцевых проектов. "Ожидалось, что эффект от сделки ОПЕК+ будет нивелирован США, чьи сланцевые проекты вернутся на рынок с ростом цен. Рост добычи американских сланцев действительно был, но не в таких масштабах, как прогнозировалось. Дело в том, что инвесторы и сами компании получили слишком много убытков в 2014-2015 годах и не торопятся сейчас восстанавливать проекты, поскольку боятся, что, как только они это сделают, цены опять упадут, и инвесторы вновь понесут убытки. Осторожность американских нефтедобытчиков стала одним из факторов ребалансировки рынка", - указал он.
Россия получила от сделки ОПЕК+ максимум выгоды. "Россия вошла в сделку ОПЕК+ на довольно выгодных условиях, так как перед этим мы достигли исторического максимума по объемам добычи и подписали документы о снижении этого максимума на 300 тыс баррелей в сутки. Для российских нефтяников это комфортные условия из-за продолжения падения добычи на старых западносибирских месторождениях и небольшого числа новых проектов, тем более, что речь идет уже не о гигантских месторождениях", - напомнил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.
"В газовой сфере одним из главных итогов года стал запуск первой очереди второго российского завода по сжижению газа "Ямал-СПГ", огромного проекта, в котором участвовали иностранные инвесторы. Для России это большой шаг вперед, ведь нас всегда обвиняли в негибкости поставок и неспособности перебрасывать объемы экспорта из-за привязки газопроводов к потребителю. Проект уникален тем, что он получил все возможные льготы, и отдачи от экспорта СПГ для государства, фактически, не будет: первые 12 лет все налоги обнулены, то есть его значение для властей скорее символическое. В то же время, он позволил создать, по сути, всю арктическую программу: возрождение Северного морского пути со строительством атомных ледоколов запускалось исключительно под этот проект. Таково значение запуска "Ямал-СПГ" в 2017 году", - обратил внимание Игорь Юшков.
"Еще одним достижением года стал рекорд по объемам экспорта. Благодаря тому, что нефть была дешевой, а экспортные цены на газ привязаны к нефтяным, российский газ очень охотно покупали на европейском рынке весь 2017 год. Рекордные поставки газа в Европу – это хороший показатель, опровергающий все эти слова о том, что российский газ никому из европейцев не нужен, и подтверждающий, что "Газпром" все время увеличивает свою долю на европейском рынке. А значит, укрепляются и политические позиции: не будь поставок газа из России в Европу, история с санкциями была бы гораздо жестче, отношения России и Запада были бы в целом намного хуже. Так что газовые итоги года внесли свою лепту и в укрепление положения России на мировой политической арене", - резюмировал преподаватель Финансового университета при правительстве РФ.