Иран восстанавливает военные связи с Европой
Читать на сайте Вестник КавказаПосле Исламской революции 1979 года отношения Ирана с Европой сохранялись на экономическом и политическом уровнях, однако в сфере военного сотрудничества не было практически никаких связей. Однако после подписания Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в 2015 году, Тегеран заинтересовался продвижением военного сотрудничества со странами Евросоюза.
Как отмечает Al-Monitor в материале Iran gradually moving toward resumed military ties with Europe, один из редких примеров военного партнерства – приобретение в 2005 году иранской полицией 800 винтовок HS.50 у Австрии за 8 миллионов британских фунтов. Целью сделки было оказание помощи Ирану в войне с незаконным оборотом наркотиков из соседнего Афганистана. Она была заключена, когда пост президента занимал реформатор Мохаммад Хатами, и у Ирана были более теплые отношения с Европой. Соединенные Штаты не одобряли это партнерство, угрожая ввести санкции против компаний, которые продавали Тегерану военную технику.
После избрания президентом Махмуд Ахмадинеджада Иран прекратил военное и политическое сотрудничество с Европой, и порвал экономические связи с Западом.
После вступления в должность президента Хасана Рухани в 2013 году, он его администрация попытались изменить ситуацию, пообещав разрешить ядерную проблему, которая превратилась в вопрос безопасности. Подписание СВПД позволило Ирану позиционировать себя в качестве гаранта безопасности в регионе, стремящегося расширить связи со всеми странами мира, особенно с Европой.
В интервью Khabar Online в феврале 2016 года министр иностранных дел Мохаммед Джавад Зариф заявил: "Если Иран будет выступать в качестве гаранта, а не угрозы безопасности в регионе, те, кто принимают против него враждебные меры, заплатят большую цену".
Конечно, достижение этой цели - непростая задача. Один из подходов может заключаться в поиске путей развития военных связей с европейскими странами, особенно с теми, которые уже наладили экономические отношения с Тегераном. Возможно, из-за этого Иран сфокусировался на таких странах как Италия.
Во время визита в Тегеран в сентябре 2016 года высокопоставленная итальянская военная делегация встретилась с командующим иранским военно-морским флотом, контр-адмиралом Хабиболлой Сайяри, чтобы обсудить развитие сотрудничества. В том же месяце итальянский военно-морской фрегат Euro причалил в южноиранском порту Бендер-Аббас, чтобы принять участие в совместных военных учениях.
Махди Бахтиари, иранский военный эксперт, заявил в интервью Al-Monitor: "В прошлом между Ираном и Европой действительно существовало военное сотрудничество, но оно было остановлено, в основном из-за давления США. Мы подписали соглашение о ввозе двигателей из Германии, чтобы строить суда, однако они отказались поставлять нам двигатели. На данный момент главным препятствием на пути военного сотрудничества между Ираном и Европой остаются резолюции Совета Безопасности ООН. В то же время Иран приветствует расширение военный связей с Европой".
Достижение этой цели сложная задача, учитывая растущее давление Европы на Иран из-за его ракетной программы. Многие европейские лидеры выразили озабоченность и призвали к переговорам по этому вопросу, в то время как Тегеран заявляет, что его ракетная программа предназначена только для оборонительных целей и не подлежит обсуждению.
Говоря об этой проблеме, Бахтиари заметил: "Хотя дискуссии по поводу ракетной программы вызывают озабоченность, присутствие итальянского военного корабля в Иране было хорошим знаком, не говоря уже о том, что, судя по официальным сообщениям командующего ВМС Ирана, Иран также отправит корабль в Италию и даже в Испанию".
Похоже, Иран осознает, что полноценное военное сотрудничество с ведущими европейскими державами на данном этапе невозможно. Поэтому он обращается к европейским странам среднего уровня, таким как Италия и Испания, которые заняли менее политизированные позиции в отношении Тегерана еще в эпоху введения санкций из-за его ядерной программы и продолжали поддерживать сотрудничество на определенном уровне.