Выживет ли Россия без SWIFT?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Отключение России от SWIFT будет иметь весьма тяжелые последствия для ее финансовой системы, однако подобное событие маловероятно, заявили сегодня в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков и научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг, комментируя опасения российских финансовых властей относительно расширения западных санкций против РФ на платежные системы.

SWIFT – это корпоративное общество с главным офисом в Брюсселе, действующее по бельгийскому законодательству. Его функция – обеспечение международной межбанковской передачи информации и совершения платежей. В настоящее время в него входят свыше 10 тыс финансовых организаций из 209 стран, имеющих возможность, благодаря участию в SWIFT, быстро проводить денежные операции на международном уровне.

Анатолий Аксаков прежде всего обратил внимание, что отключение России от SWIFT является в большей степени психической атакой. "Я достаточно регулярно встречаюсь с руководством SWIFT, и это независимая организация, которая принимает решения по отключению пользователей самостоятельно, без оглядки на мнение каких-либо стран. Да, был единичный случай, связанный с Ираном, но, насколько я понимаю, к России это вряд ли применимо. Следует понимать, что это очень больно ударит по самому SWIFT, подорвет доверие к нему и приведет к тому, что быстрее начнет развиваться независимая от западных стран параллельная система сообщений", - указал он.

В целом, отключение от SWIFT создаст проблемы для международных расчетов российских банков. "Российский аналог SWIFT уже создан Центробанком, и все внутристрановые транзакции и передачи финансовых сообщений осуществляются независимо, хотя бы в этом плане мы вполне себя обезопасили, по аналогии с Китаем и многими другими восточными странами. Сейчас надо работать над совместимостью этих систем для того, чтобы в случае решения SWIFT об отключении РФ можно было перейти на передачу финансовых сообщений через соответствующие страновые системы. Допускаю, что это подстегнет и развитие блокчейна, скорость передачи сообщений по этой технологии может ускориться благодаря использованию новых технологий", - прогнозирует Анатолий Аксаков.

"Конечно, это неприятная вещь для страны, потому что почти все наши банки подключены к SWIFT и им придется перестраивать систему передачи финансовых сообщений, связанную с международными расчетами. Возможны межстрановые соглашения с группой стран в рамках БРИКС или в рамках АСЕАН и других международных организаций об адаптации локальных систем друг к другу. Необходимые для этого технологии уже существуют, просто пока в их использовании нет необходимости. Если европейцы решатся нас отключить от SWIFT, во что я не верю, то тогда такая необходимость появится. И все же это будет разрушение мирового финансового, экономического порядка, что сработает против самих разрушителей", - уверен председатель комитета Госдумы по финансовому рынку.

Руслан Гринберг, в свою очередь, подчеркнул, что отключение всех российских резидентов от SWIFT станет серьезным ударом по международной торговле в целом, а не только по России. "Тут еще нужно понять, кому от этого станет просто плохо, а кому – очень плохо. Отключение такой страны, как Россия, от системы SWIFT резко затруднит платежи по нашим экспортным и импортным доходам, из-за чего, естественно, начнется хаос. Странам придется выходить из положения через формирование региональных платежных систем, однако произойдет это далеко не сразу, и эффективность таких систем под вопросом. Можно сказать, SWIFT без России будет очень серьезным ударом по кровеносной системе мировой торговли, последствия которого будут непрогнозируемы", - предупредил он.

При этом заранее защититься от такого удара очень трудно. "Не просто организовать защиту превентивно, пока эти последствия еще не настали, ведь надо быть твердо уверенным, что нас действительно отключат, затем добиться координации финансовых союзников, а до того – понять, какие союзники у нас есть, с чем тоже большие проблемы. Ясно лишь то, что те санкции, которые сейчас применяются по отношению к России, как и наши контрсанкции, окажутся детской забавой по сравнению с тем, что может быть, если Россию отключить от SWIFT", - уверен Руслан Гринберг.

Вероятность такого события он оценил как низкую, но заметил, что само ожидание этой угрозы повлияет на положение России на международной финансовой арене. "Прямой связи вроде бы и нет, однако ожидания рисков сильно на нас скажутся, поскольку у нас очень серьезные финансовые отношения с Западом – они покупают наши ценные бумаги, мы покупаем их бумаги. Как мне кажется, вероятность отключения России от SWIFT не очень велика, но она все же существует, и уже это будет оказывать заметное воздействие на положение дел", - заключил научный руководитель Института экономики РАН.