Оправдает ли себя игра России с австрийскими ультраправыми?
Читать на сайте Вестник КавказаАвстрийская Партия Свободы, набравшая на прошедших в октябре парламентских выборах 26% голосов избирателей, стала частью нового австрийского правительства. При этом самым молодым в истории альпийской республики канцлером стал молодой харизматичный политик от Австрийской Народной Партии (АНП) Себастьян Курц, ранее занимавший пост министра иностранных дел – пожалуй, сложно придумать лучший трамплин для развития политической карьеры.
Для австрийских националистов из АПС, возглавляемых Хайнцем-Кристианом Штрахе вхождение в правительство и получение ключевых министерских портфелей (МИД, МВД, министерство обороны, министерство здравоохранения) является безусловным успехом. Штрахе, занявший пост вице-канцлера, умело воспользовался антимигрантскими и антиисламскими настроениями в обществе, возникшими на фоне наплыва мигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока и участившихся терактов в странах Европы, и восстановил позиции АПС середины и конца 1990-х, когда лидером партии был одиозный политик Йорг Хайдер.
Напомним, что в новейшей австрийской истории АПС уже дважды входила в правительственные коалиции, и оба раза – на правах младшего партнера АНП. В этом смысле, ничего экстраординарного с точки зрения австрийских политических традиций в этот раз не произошло. Очевидно, что австрийское общество уже признает АПС в качестве полноценной "народной" партии, а не "политических маргиналов" - как это происходит, например, в отношении ультраправой "Альтернативы для Германии" в ФРГ. Хотя, когда в 1990-е АПС впервые вошла в правительственную коалицию, в Вене проходили массовые протесты с участием нескольких сотен тысяч человек. Сегодня ничего подобного не наблюдается.
С российской перспективы куда более важным является другая деталь: ровно год назад АПС заключила пятилетнее соглашение о партийном сотрудничестве с "Единой Россией". Со стороны "ЕР" соглашение было подписано Сергеем Железняком, который находится в санкционном списке ЕС из-за крымского вопроса. Помимо этого, АПС, представляющая интересы мелких и средних предпринимателей, последовательно выступает за отмену антироссийских санкций, введенных Евросоюзом. После того, как АПС стала партнером АНП в составе нового правительства, пересмотр отношений с "Единой Россией" в планы партии не входит. "Я не вижу причин для этого. Мы также поддерживаем отличные контакты с Вашингтоном и Пекином. Во благо нашей страны мы с удовольствием сотрудничаем со всеми правительственными партиями", - рассказал руководитель делегации АПС в Европейском Парламенте Гаральд Вилимски. Как считает австрийский политолог, профессор Герхард Манготт, "с правовой точки зрения АПС не находится под каким-либо давлением в вопросе сотрудничества с "Единой Россией", поскольку эта партия не является объектом санкций Евросоюза". При этом, по мнению Манготта, позиция Австрии в вопросе продления антироссийских санкций со стороны ЕС не изменится даже с учетом вхождения Партии Свободы в состав правительства: "Канцлеру Курцу и без того будет необходимо объясниться со своими европейскими партнерами по многим вопросам, и он не сможет позволить себе отойти от общеевропейской линии по вопросу санкций против России".
Взаимодействие с АПС вписывается в логику сотрудничества российского политического истеблишмента с ультраконсервативными европейскими партиями – будь то АПС в Австрии, "Национальный Фронт" во Франции или "Альтернатива для Германии" в ФРГ. В случае с АПС, однако, есть важный фактор, о котором политикам России – страны, гордящейся своим решающим вкладом в победу над фашизмом, никак не положено забывать: после основания партии в 1956 годом ее костяком стали отставные офицеры Вермахта и Ваффен-СС, и фактически она объединила в своих рядах бывших сторонников фашистского режима. Могут ли фашисты быть "бывшими" - вопрос, скорее, риторический. Так или иначе, первым лидером АНП стал никто иной как Антон Райнталлер - он состоял в СС, НСДАП и был министром при нацистском режиме. Кампания по денацификации в Австрии никогда не имела такого размаха, как в соседней Германии, поскольку австрийцы полагают, что сами стали жертвами "аншлюса" со стороны нацистской Германии, во главе которой стоял, как ни странно, уроженец Австрии Адольф Шикенгрубер.
Более того, и впоследствии со стороны членов АПС так и не произошло явного отмежевания от преступлений национал-социализма. Так, Йорг Хайдер, чьи политические взгляды формировались в семье, в которой оба родителя являлись убежденными сторонниками НСДАП, возглавлял партию на протяжении 15 лет и пропагандировал концепцию "немецкой Австрии". Не удивительно, что и о преступлениях Вермахта он отзывался довольно мягко: "Это солдаты, которые во время войны выполняли свой долг перед родиной. А что касается военных преступлений, которые совершали обе стороны, то не стоит накидываться только на немецких солдат". Нынешний лидер партии Хайнц-Кристиан Штрахе в молодости также имел активные контакты в право-экстремистской среде и состоял в радикальных националистических организациях, симпатии которых к национал-социализму не являются секретом. Подробное досье на Штрахе и его деятельность в правых экстремистских кругах собрало немецкое издание Süddeutsche Zeitung в статье "Die Akte Strache".
Эффективность сотрудничества с Австрийской Партией Свободы для российских геополитических интересов в обозримой перспективе довольно туманна. С идеологической же точки зрения, несмотря на определенную близость в вопросе отстаивания консервативных ценностей, эта партия является, мягко говоря, странным партнером для России с точки зрения ее истории и пропагандируемой идеологии.