Хикмет Гаджиев: "Сегодня мы на Южном Кавказе видим сценарий Второй мировой войны"
Читать на сайте Вестник КавказаНа прошлой неделе в Тертере состоялась церемония открытия поселка для вынужденных переселенцев с оккупированных азербайджанских территорий с участием послов ряда стран и зарубежных журналистов, аккредитованных в Азербайджане. О том, как сегодня Азербайджан проводит работу в сфере социального обеспечения беженцев и вынужденных переселенцев, а также о перспективах урегулирования нагорно-карабахского конфликта "Вестник Кавказа" поговорил с официальным представителем МИД Азербайджана Хикметом Гаджиевым.
- Азербайджан за последние 16 лет построил 97 поселков для вынужденных переселенцев. Как государство будет дальше работать в этом направлении? Можно ли сказать, что таким образом страна не только защищает своих граждан, пострадавших от войны, но и хочет показать конфликтующей Армении и другим государствам свои возможности?
- Да, совершенно верно. Эти инфраструктурные проекты в сфере работы с вынужденными переселенцами показывают, что в центре политики азербайджанского государства находятся граждане страны. Решение социальных проблем наименее защищенной части нашего общества – беженцев и вынужденных переселенцев – является приоритетным в этой политике. Для выполнения этой задачи до сегодняшнего дня было построено 97 поселков, включая новейший в Тертерском районе. Наряду с улучшением социального обеспечения наших граждан, это также показывает волю азербайджанского государства и народа, являясь посылом о строительстве аналогичных современных поселений на освобожденных от оккупации территориях. Характерный пример этого – то, что было сделано в селе Джоджуг Мерджанлы, освобожденном после апрельских боев 2016 года. Если говорить о новом поселении, то оно расположено на территории, в свое время тоже находившейся под оккупацией ВС Армении. После освобождения этих земель Азербайджан решил построить здесь современный поселок со всей социальной инфраструктурой для вынужденных переселенцев.
- Азербайджан не раз заявлял, что готов полностью восстановить разрушенные оккупированные районы за свой счет при их освобождении. На ваш взгляд, является ли пример села Джоджуг Марджанлы стимулом для Минской группы ОБСЕ, убеждающим посредников в конструктивном подходе Баку к нагорно-карабахскому урегулированию?
- Постконфликтный реабилитационный процесс, который охватил Джоджуг Марджанлы, уникален. Это часть так называемого плана "Большого возвращения", подготовленного при участии международных институтов, в частности, Всемирного Банка. Здесь есть несколько важных аспектов. Во-первых, для возвращения населения требуется обеспечить его безопасность, и Азербайджан очистил от мин всю территорию вокруг села, после чего люди смогли вернуться в свои дома. Во-вторых, необходимо создать инфраструктуру. В Джоджуг Марджанлы построена абсолютно вся обязательная инфраструктура, вплоть до современных дорог. В-третьих, каждый житель получил свою землю, то есть созданы условия для обеспечения людей работой. Все элементы постконфликтного периода были реализованы в Джоджуг Марджанлы, и это пример для всего мира, который, как мы надеемся, стимулирует сопредседателей Минской группы ОБСЕ в их работе по урегулированию конфликта. Одновременно это и послание армянской общине Карабаха, что Азербайджан готов создать все условия, провести восстановительные работы абсолютно для всех граждан после того как прекратится оккупация со стороны Армении.
- Сегодня можно довольно часто услышать, что модель работы Азербайджана с беженцами может служить примером. Что может предложить Азербайджан другим странам, столкнувшимися с идентичной проблемой?
- Модель Азербайджана по работе с вынужденными переселенцами и беженцами, служит образцом для многих стран. Это признано, в частности, Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Мы стараемся делиться этим опытом, и государство продолжит усовершенствовать соцобеспечение беженцев. При этом у беженцев и вынужденных переселенцев одно желание – возвратиться в родные дома и вернуть себе некогда потерянное имущество. Цель азербайджанского государства, наряду с социальным обеспечением беженцев – это возвращение их на родные земли с обустройством для них безопасной, достойной и мирной жизни.
- Что может стимулировать переход от дипломатических встреч к выполнению конкретных шагов, таких как освобождение оккупированных районов вокруг Карабаха и возвращение беженцев?
- Для этого, в первую очередь, Армения должна сделать первый шаг, продемонстрировав политическую волю, так как всю ответственность за созданную ситуацию несет Республика Армения, оккупировавшей территории Азербайджана. Сегодня можно заметить позитивные отголоски в переговорном процессе, в нем появилась интенсивность и субстантивность. Ранее армянская сторона старалась избегать конкретики, не говорить о главной сути конфликта, выводя на повестку технические вопросы, а сегодня уже есть конкретное содержание переговоров, целью которых является изменение "статус-кво", чью основу составляет факт оккупации азербайджанских территорий. В первую очередь, нужно покончить с фактом оккупации, по поводу чего есть четыре резолюции Совбеза ООН, в соответствии с которыми Армения обязана вывести свои войска с оккупированных территорий. Сегодня Армения не хочет этого делать, стремясь как можно дольше держать земли под оккупацией, избегая выполнения требований изменения "статус-кво" – в таком случае, Минская группа ОБСЕ обязана надавить на Армению с целью добиться от нее главного шага – вывода войск с территорий Азербайджана.
- Насколько опасно затягивание и откладывание переговоров, нет ли сейчас угрозы возобновления активных боевых действий?
- Вероятность возобновления активных боевых действий существует всегда, пока Армения не выведет свои войска с оккупированных азербайджанских территорий. Считайте, что мы сегодня столкнулись со сценарием Второй мировой войны, когда во всю линию фронта вырыты окопы и вооруженные солдаты стоят друг к другу лицом к лицу. Но после Второй мировой войны, неприемлемо, чтобы в Европе существовала такая ситуация, когда напряженность не снижается, а вероятность инцидентов остается постоянно высокой. Наличие армянских военных сил на территории Азербайджана – это прямая угроза региональной стабильности, и в первую очередь надо покончить с военным риском, основу которого составляет факт оккупации. В решениях Брюссельского саммита ОБСЕ от 1994 года отмечается, что, согласно вышеупомянутым резолюциям Совбеза ООН, Армения должна вывести войска и, тем самым, покончить с военным риском, выйдя на политический путь урегулирования конфликта – однако, пока оккупация азербайджанских территорий продолжается, о политическом решении конфликта говорить невозможно.
- Как вы оцениваете роль России в урегулировании конфликта? Какие тренды будут определяющими в российско-азербайджанских отношениях в следующем году?
- Отношения между Россией и Азербайджан развиваются в духе стратегического партнерства, и Баку высоко оценивает их состояние. Особо хочется отметить позитивный политический диалог между лидерами двух стран, который всегда придает хороший импульс укреплению отношений между странами на всех уровнях. Что касается позиции России как посредника в урегулировании конфликта, то считаем, что нерешенность проблемы вызывает в России обеспокоенность, ведь она тоже является одной из стран Кавказа, тем более граничащей с южно-кавказскими странами. В связи с этим Россия прилагает усилия для регулирования конфликта. Для увеличения эффективности ее действий существует определенный потенциал, и то же самое можно сказать о других странах-сопредседателях Минской группы ОБСЕ, входящих в Совбез ООН и способных приложить все усилия для решения конфликта. Азербайджан готов интенсивно работать со всеми странами-посредниками, участвующими в урегулировании конфликта.
- Конфликт существенно изменил картину Южного Кавказа. Азербайджан по сей день реализует успешные глобальные проекты, а Армения осталась абсолютно ни с чем. Как, на ваш взгляд, повлияет урегулирование конфликта на взаимоотношения стран?
- Армения в результате конфликта сама себя завела в изоляцию и осталась вне региональных проектов. Азербайджан, между тем, поощряет региональное сотрудничество, причем не только в регионе, будучи инициатором крупных проектов на межрегиональном уровне. Это можно увидеть на примере транспортных коридоров между Востоком и Западом, Севером и Югом, а также многочисленных углеводородных проектов. Если Армения хочет принять участие в этих проектах, она в первую очередь должна покончить с фактом оккупации азербайджанских земель. Больше всего от этого пользы получит армянский народ. Надеемся руководство Армении, наконец, поймет, что такова реальность. Азербайджан всегда готов к региональной интеграции и сотрудничеству, но Армения должна отказаться от оккупационной политики, которую она ведет все эти годы.