Покупатели нефти из Азии переключились на Россию и США

Читать на сайте Вестник Кавказа

Один из важнейших европейских нефтепроводов Forties не будет работать несколько недель из-за аварии. По этому нефтепроводу в день поставлялось 445 тыс. баррелей нефти, которая используется в смеси Brent, с 85 месторождений в Северном море. Приостановка работы Forties приводит к более ограниченному предложению нефти в Северном море.

Как отмечает издание S&P Global Platts в материале Asia crude buyers turn to Russia, US on Forties shutdown, закрытие нефтепровода и последовавший разрыв стоимости сортов Brent и Dubai могут побудить азиатских покупателей легкой нефти сфокусироваться на дальневосточных российских и североамериканских поставках. Легкие сорта нефти, стоимость которых определяется европейским бенчмарком, быстро теряют привлекательность по сравнению с сортами с низким содержанием серы, стоимость которых определяется другими глобальными бенчмарками, включая Dubai и WTI.

Разница фьючерсной пары Brent/Dubai в обмен на свопы (Brent/Dubai EFS) - ключевой показатель соотношения Brent и ближневосточного бенчмарка, который часто служит барометром общей прочности европейского нефтяного рынка - был оценен в $3,73 во вторник в Сингапуре. Это на 70 центов выше показателя понедельника, составившего $ 3,02. Самый высокий уровень - $3,76 - был зафиксирован 7 июня 2016 года.

Региональные торговцы легкими сортами нефти отметили, что новый тренд ценовых показателей будет в значительной степени зависеть от поставщиков легких сортов, таких как дальневосточный российский Sokol, Sakhalin Blend и ESPO Blend, стоимость которых привязана к Dubai. ”Все сорта нефти, связанные с Dubai, должны получить поддержку, особенно ESPO Blend и Sokol”, - сказал один из торговцев нефтью из Юго-Восточной Азии.

Напротив, стоимость большинства региональных сортов нефти зависит от оценки нефти марки Brent агентством Platts и, как правило, менее благоприятна, так как фьючерсные контракты Brent стали стоить на $3 дороже свопов Dubai после закрытия трубопровода. ”Если вы спросите меня, что я буду покупать: сорта, привязанные к Dubai, Brent, оцениваемый Platts или ICE Brent, я выберу сорта, привязанные к Dubai,” - сказал трейдер из Сингапура.

Спред EFS увеличился в Азии после того, как в понедельник в Лондоне стоимость Brent повысилась. В тот день представитель оператора Forties заявил, что трубопровод, вероятно, не будет работать в течение нескольких недель, что нанесет значительный удар по мировым поставкам нефти.

Нефтепровод Forties, крупнейший в Великобритании, был закрыт в рамках ”контролируемого отключения” после того, как трещина, обнаруженная в конце прошлой недели, расширилась, сообщил оператор трубопровода Ineos.

Переход на дальневосточные российские сорта

Различия в спотах дальневосточных российских сортов могут в ближайшие недели превзойти в Азиатско-Тихоокеанском регионе легкие сорта, поскольку азиатские нефтеперерабатывающие заводы предпочитают более дешевое сырье, стоимость которого зависит от Dubai, хотя февральские контракты кажутся сбалансированными, говорят участники рынка.

Легкая нефть Sokol, скорее всего, будет тщательно отслеживаться многими потенциальными покупателями из стран Северо-Восточной Азии, поскольку согласно программе отгрузок нефти в феврале, будет организовано 11 поставок дальневосточного сорта нефти. Это меньше, чем 12-13 поставок, заявленных в январской программе.

Недавно индийская компания ONGC Videsh на ежемесячным тендере  предложила 700 000 баррелей нефти марки Sokol для отгрузки с 9 по 15 февраля. ”За ситуацией необходимо наблюдать. Думаю, что стоимость Sokol подскочит”, - сказал трейдер из Юго-Восточной Азии.

Средний легкий сорт ESPO Blend также может получить значительную поддержку в условиях быстрорастущей популярности сортов с низким содержанием серы по сравнению с Dubai, считают трейдеры.

”Привлекательность дальневосточных российских легких сортов заключается в том, что это редкие сорта нефти, привязанные к Dubai, которые предлагаются на региональном рынке”, - считает трейдер из южнокорейской нефтеперерабатывающей компании.

Четыре трейдера из Северо-Восточной Азии, опрошенные Platts, заявили, что февральские фьючерсы ESPO Blend будут торговаться с премией в размере $3,50-4,50 по сравнению с Dubai в конце этого месяца. Для сравнения, январские контракты ESPO были проданы с разницей в $3,85 по сравнению с Dubai.

Возможно увеличение поставок из США

Спрос на легкую американскую нефть может возрасти, так как некоторые южнокорейские и китайские нефтеперерабатывающие компании ищут альтернативу сортам из Северного моря и Средиземноморья.

Объединенные южнокорейские нефтеперерабатывающие компании в этом году закупали как минимум 2-3 миллиона баррелей нефти из Северного моря в месяц, но они могут решить полностью заменить европейские поставки легкими американскими сортами, по крайней мере, в течение следующих нескольких месяцев. ”Премия Brent-WTI повысилась, поэтому арбитражные сделки по нефти из Северного моря представляют небольшую ценность”, -сказал торговый менеджер из Сеула.

Помимо усиления спреда EFS Brent-Dubai, проблема в Северном море привела к увеличению спреда ICE Brent/WTI до $6,64  в понедельник и до $6,98 за баррель во вторник.

Более слабая WTI по сравнению с Brent и Dubai обычно делает цены на  нефть Северной и Центральной Америке более конкурентоспособными по сравнению с американским эталоном. ”Думаю, что азиатские нефтеперерабатывающие могут увеличить поставки американской нефти, потому что цены на WTI остаются очень привлекательными”, - сказал трейдер легких сортов нефти из Пекина.

С начала четвертого квартала азиатские нефтеперерабатывающие заводы ищут возможности для поставок недорогих сортов североамериканской нефти для переработки зимой. По меньшей мере четыре нефтяных танкера VLCC, перевозившие WTI Midland, Eagle Ford и конденсат, отправятся на Восток.

Кроме того, региональные торговцы нефтью отметили, что индийские нефтеперерабатывающие заводы, которые обычно покупают большие объемы западноафриканских сортов, связанных с Brent, также могут сосредоточить свое внимания на легких американских сортах, по крайней мере, в ближайшей перспективе.

Индийская государственная компания Mangalore Refinery and Petrochemicals Ltd. Уже заключила первый контракт на поставку  американской нефти. Миллион баррелей нефти Southern Green Canyon будет доставлен в страну с 1 по 10 февраля. MRPL присоединилась к группе государственных нефтеперерабатывающих компаний, таких как Indian Oil Corp. и Hindustan Petroleum Corp. Ltd., закупающих американскую нефть с июля.