Эйюб Кулиев: ″Фархад Бадалбейли стал символом азербайджанской музыкальной культуры″
Читать на сайте Вестник Кавказа27 декабря знаменитому азербайджанскому пианисту и композитору Фархаду Бадалбейли исполнится 70 лет. Юбилей будут отмечать 13 декабря в Москве, в концертном зале им. Чайковского при поддержке министерства культуры и туризма Азербайджана, министерства культуры России и объединения "Росконцерт". Концерт пройдет в сопровождении Московского государственного филармонического оркестра. Дирижировать будут Фуад Ибрагимов и Эйюб Кулиев.
О предстоящем в Москве концерте ″Вестнику Кавказа″ рассказал Эйюб Кулиев, который на днях дирижировал симфоническим оркестром в Баку, в Азербайджанской государственной филармонии, где уже отметили юбилей Бадалбейли.
- Эйюб-муаллим, что будет происходить 13 декабря в Зале Чайковского?
- В этом году мы отмечаем в Зале Чайковского юбилей всемирно известного пианиста, ректора Бакинской музыкальной академии, профессора, народного артиста СССР Фархада Бадалбейли. Это знаменательная дата и очень важный проект.
Фархад Шамсиевич Бадалбейли - человек всемирно известный, символ азербайджанской музыкальной культуры, легендарный музыкант. Поэтому один из его первых юбилейных концертов проходит в Московской филармонии, в одном из лучших концертных залов России, в Зале Чайковского. Фархад Шамсиевич - выпускник Московской консерватории. После обучения в Бакинской музыкальной академии у именитого профессора Майора Рафаиловича Бреннера он учился в аспирантуре Московской консерватории у легендарной пианистки Беллы Давидович.
Бадалбейли всегда желанный гость не только в России, но и во всем мире, в Европе, Америке. Несмотря на свой уже солидный возраст, он часто выступает с концертами, играет с известными симфоническими оркестрами, выступает с камерными коллективами. Он также любит камерное музицирование, аккомпанирует знаменитым инструменталистам, вокалистам, дает сольные концерты. Это большая нагрузка, поскольку он также является ректором Музыкальной академии, уже больше 20 лет управляя высшим учебным музыкальным заведением Азербайджана. Несмотря на столь напряженный график, Бадалбейли сохраняет великолепную форму. Концерт в Зале Чайковского станет очередным подтверждением того, что Фархад Бадалбейли - это музыкант мирового класса.
Программа, которую он представит не оставит никого равнодушным. Прозвучат произведения, которые достаточно редко исполняются не только в Москве, в России, но и вообще в мире, но они достойны внимания. Фархад Шамсиевич занимается пропагандой произведений азербайджанских композиторов, российских композиторов, американских композиторов, новых сочинений. Это уникальное качество Фархада Бадалбейли - открытие музыкальных страниц, которые еще не все знают. В концерте примут участие три разных дирижера, друзья, коллеги, ученики Фархада Шамсиевича.
- Какие произведения будут сыграны?
- Особое место в программе занимает азербайджанская классическая музыка. В жизни Фархада Бадалбейли очень важную роль сыграли представители этого золотого периода азербайджанской музыки - Кара Караев, Фикрет Амиров, маэстро Ниязи - один из наших выдающихся дирижеров, который был бессменным руководителем Государственного симфонического оркестра Азербайджана. (Ниязи Зульфугар оглы Таги-заде-Гаджибеков руководил оркестром с 1938 года, - прим. ред.) Все эти люди, композиторы, дирижеры, которых я упомянул, сыграли очень важную роль в жизни Фархада Бадалбейли. Естественно, что Фархад Шамсиевич обращается к их творчеству не просто потому что они сыграли весомую роль в его жизни, но потому что музыку этих композиторов мы можем играть в любой точке мира - их везде любят. Даже если мы играем их произведения в первый раз, то всегда в конце нас просят еще раз включать эти произведения в программы концертов.
Одно из любимейших произведений Фархада Бадалбейли - это концерт для фортепиано с оркестром на арабские темы нашего выдающегося, великого композитора Фикрета Амирова и пианистки Эльмиры Назировой. Они совместно написали это произведение в 1959 году - это уже азербайджанская фортепианная классика. Но мне кажется, что после того как Фархад Бадалбейли лично решил сделать новую редакцию этого концерта, он восстановил и воскресил это произведение - концерт приобрел новое дыхание. Фархад-муаллим играл этот концерт и в Берлинской филармонии, в Швеции, в Америке, в других странах Европы и Азии, в России. Но в Москве концерт звучит нечасто, это действительно уникальное произведение - восточная тематика, не только арабская, объемная тема. В нем есть азербайджанская музыка, восточные интонации, гармония, роскошная мелодика, которой всегда отличался Фикрет Амиров. Между тем, Фархад Бадалбейли по-своему раскрыл этот концерт и неслучайно включил его в программу своего юбилейного вечера. Мы откроем концерт этим арабским концертом. Я имею честь аккомпанировать Фархаду Бадалбейли именно в этом произведении.
- Вы играли этот концерт в Бакинской филармонии неделю назад?
- Да. Это было уникальное событие, потому что я тогда в первый раз встречался с Бадалбейли на сцене. Это было мое первое прикосновение к творчеству великого музыканта. Он дал мне возможность разделить с ним сцену и в Москве, и в Баку. Это большая честь.
В московской программе есть и вокальные произведения. Фархад Шамсиевич очень любит сам аккомпанировать вокалистам. Несколько месяцев назад он сделал цикл всех романсов Рахманинова, сам аккомпанировал нашим талантливым певцам в Большом зале Консерватории в Баку. Бадалбейли также является вице-президентом жюри вокального конкурса имени Бюльбюля. Он очень любит и понимает вокальное искусство, и, думаю, исходя из этого, он решил как раз включить в программу вокальные произведения.
На концерте прозвучит ария Балаша из оперы ″Севиль″ Амирова. Споет ее молодой талантливый азербайджанский певец, студент вокальной академии La Skala Азер Рзазаде. Он сейчас завершает обучение в Италии, в Милане. С ним в Москву приедет талантливая итальянская певица, сопрано Кьяра Изоттон, которая споет арию Леоноры из оперы Верди ″Сила судьбы″. Фархад Шамсиевич очень любит оперы Верди, Пуччини. В качестве подтверждения этого в программе значится произведение, которое написал сам Фархад Бадалбейли, - Ave Maria. Он же не только ректор, пианист и аккомпаниатор, он также доказал свое мастерство как талантливый композитор. Бадалбейли пишет мало, но то, что он пишет, достойно внимания. Он делает это со вкусом, у него свой стиль, свое понимание музыки. Больше всего он любит писать вокальную музыку. Ave Maria - одно из самых красивых его произведений. Там один куплет поется на латыни, а второй - на азербайджанском языке. Тот же текст, то же содержание, но перевод на азербайджанский.
Также в программе будет концерт для фортепиано с оркестром Джорджа Гершвина. Это редко исполняемый концерт, очень сложное произведение. В 1970-1980-х, когда исполнение джазовой музыки у нас не приветствовалось, мало кто включал в свою программу произведения джазовых американских композиторов. Тогда Фархад Шамсиевич сделал очень важный шаг, очень рискованный. Можно сказать, это был подвиг - он записал концерт Гершвина с Московским симфоническим оркестром. Дирижировала тогда Вероника Дударова. Эта запись является эталоном, есть пластинка фирмы ”Мелодия”. Этот концерт Гершвина считается одним из лучших именно в трактовке Фархада Бадалбейли. Этот концерт будет играть сам Фархад Бадалбейли с нашим дирижером, народным артистом Ялчином Адигезаловым.
Во втором отделении вы услышите первое исполнение новой обработки второй сюиты Рахманинова для двух фортепиано и симфонического оркестра. А в оригинальной версии только два инструмента - два рояля. Фархад Шамсиевич неоднократно исполнял это произведение со своим бывшим учеником - это известный пианист Мурад Адигизалзаде, директор Бакинской филармонии, солист Московской филармонии. Они довольно часто включают в свои программы это произведение, но, думаю, что это будет интересно услышать в исполнении симфонического оркестра, потому что такая оркестровка - новое слово. Сюита Рахманинова наряду с амировским арабским концертом и с гершвинским фортепианным концертом украсит программу.
Большинство произведений, которые я упомянул, будут звучать в стенах Зала Чайковского впервые. Это интересно, это сложно, потому что основную часть программы держит на себе Фархад Бадалбейли, несмотря на этот свой солидный возраст. В один вечер он будет играть три концерта. Арабский концерт сам по себе непростой, там есть определенные технические сложности, а Фархад Бадалбейли еще усложнил его, поменял каденицию, добавил новые технические приемы, детали. Сам Бадалбейли сыграет также концерт Гершвина, а в конце - сюиту Рахманинова со своим учеником, пианистом, директором Бакинской филармонии Мурад Адигизалзаде. Дирижировать этим произведением будет мой коллега, молодой дирижер Фуад Ибрагимов.
Продолжение следует