Россия призвала прикаспийские страны заключить Конвенцию о статусе Каспия
Читать на сайте Вестник КавказаМинистерство иностранных дел России накануне совещания министров иностранных дел прикаспийских государств опубликовало заявление, в котором призвало министров сфокусировать внимание на Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
"Внимание министров будет сфокусировано на документах, регулирующих пятистороннее сотрудничество на Каспии в различных областях, включая экономику, транспорт, военное мореплавание, борьбу с браконьерством, обеспечение безопасности мореплавания и ряде других", - сообщили в МИД РФ, передает Sputnik Казахстан.
Главы внешнеполитических ведомств пяти стран обменяются мнениями по наиболее актуальным региональным и международным проблемам, главная из которых - подготовка к предстоящему в Казахстане Пятому каспийскому саммиту.
"В России высоко ценят традиционно доверительный, дружественный характер диалога в рамках "каспийской пятерки" и считают приоритетом скорейший выход на согласованный текст Конвенции о правовом статусе Каспийского моря и дальнейшее расширение взаимовыгодных контактов стран-соседей по Каспию", - подчеркнули в российском внешнеполитическом ведомстве.
Месяцем ранее о том, что у стран Каспийского региона есть реальный шанс прийти к консенсусу по статусу Каспийского моря уже в будущем году, заявил посол по особым поручениям МИД РФ, спецпредставитель президента по делимитации и демаркации границы с сопредельными государствами - участниками СНГ Игорь Братчиков.
"Есть все шансы и все условия для благополучного исхода в следующем году переговорного процесса по статусу Каспия", - сказал он, добавив, что уже согласовано абсолютное большинство статей будущей конвенции о статусе Каспия, а в самом документе гармонично сбалансированы потребности всех пяти стран и не ущемляются национальные интересы ни одной из них.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" политолог Ровшан Ибрагимов, подписание конвенции по статусу Каспийского моря требует в первую очередь политической воли "каспийской пятерки". "О том, что конвенция по большей части согласована, и на уровне экспертов, и на уровне официальных лиц говорят уже несколько лет, однако она не подписана до сих пор, в том числе не произошло этого и на саммите глав государств в Астане. Проблема здесь в том, что определение статуса Каспия требует уже в большей степени политической воли, чем решения вопросов юридического характера", - пояснил он, выразив пессимизм в отношении перспектив принятия конвенции.
С ним не согласился завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, назвав целый ряд причин, по которым всей "каспийской пятерке" выгодно здесь и сейчас подписать конвенцию о статусе Каспия. "Судя по тому, как идет процесс согласования и что говорят во всех странах "прикаспийской пятерки", конвенция, которая снимет большой груз проблем, как никогда близка к подписанию. Судя по заявлениям российской стороны, Россия выступает основным коспонсором переговорного процесса в силу способности консолидировать достаточно разные подходы к тому, как следует достичь каспийского консенсуса. Каспийские государства становятся все более заинтересованы в том, чтобы снизить градус взаимного недоверия, как минимум, а как максимум – подтолкнуть многочисленные экономические возможности, которые откроются после подписания конвенции", - ожидает Андрей Грозин.
"Также подписание конвенции даст возможность кардинально перестроить всю систему безопасности, которая существует вокруг Каспия и подвергается постоянной проекции вызовов со стороны Ближнего и Среднего Востока. Оно в значительной мере улучшит климат взаимного доверия, что будет способствовать снижению потенциальных конфликтов для Каспия и влиять на демилитаризацию. Кроме того, оно продемонстрирует, что государства способны решить столь сложный, застарелый и болезненный вопрос. То есть от определения статуса Каспия со всех сторон вырисовывается масса плюсов", - резюмировал Андрей Грозин.
Напомним, 4-5 декабря в Москве пройдет седьмое совещание министров иностранных дел прикаспийских государств: Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана.