Леонид Слуцкий: "Россия, Турция, Иран – тот треугольник, усилиями которого можно достичь устойчивого мира в Сирии"
Читать на сайте Вестник КавказаНакануне в Сочи состоялись переговоры президентов России, Турции и Ирана Владимира Путина, Реджепа Тайипа Эрдогана и Хасана Рухани, посвященные проблемам урегулирования сирийского кризиса на новом этапе после разгрома запрещенной в РФ террористической группировки ИГИЛ. "Вестник Кавказа" побеседовал с председателем Комитета Госдумы по международным делам Леонидом Слуцким об итогах трехсторонних переговоров.
- Леонид Эдуардович, по вашей оценке, чего удалось достигнуть в ходе этих переговоров?
- Был закреплен единый подход к урегулированию в Сирии, к механике развития зон деэскалации и распространению через эту механику режима прекращения боевых действий на значительную часть территории страны. Было достигнуто единое понимание конституционного процесса и здорового сочетания переговоров на астанинской и женевской площадках (Женева – это, в основном, конституционный процесс, а Астана делает упор на режим прекращения огня и контакты военных экспертов). Здесь очень велика, конечно, роль Турции, в том числе по Идлибу, где сегодня значительно снижена активность как запрещенной в РФ "Джабхат ан-Нусры", так и группировки "Ахрар аш-Шам". Что касается Ирана, шиитская милиция более чем эффективно действует в тех зонах, где она призвана работать, в местах компактного проживания шиитского населения. Россия, Иран, Турция – это именно тот треугольник, усилиями которого сегодня можно достичь быстрого и, будем надеяться, устойчивого мира на территории Сирии. Обсуждались и другие вопросы региональной повестки дня, но, безусловно, значительную часть переговоров занимало сирийское досье.
- Означает ли это, что сирийское урегулирование в настоящее время вступает в новый этап?
- Приход к единой позиции президентов России, Ирана и Турции говорит о том, что урегулирование в Сирии, по крайней мере, в том, что касается прекращения военной фазы противостояния силам международного терроризма, вступило в свою завершающую стадию. Сегодня об этом уже можно сказать без утопии. Будем надеяться, скоро на территории Сирии воцарится мир, есть все основания предполагать, что он будет устойчивым: Россия, Турция и Иран по-прежнему будут играть самую серьезную роль в том, чтобы какие-либо боевые действия не начались снова. Разумеется, здесь большую роль играет и официальный Дамаск – превентивная бомбардировка зон проживания оппозиции в провинциях Дераа, Хомс вносили деструктив в ситуацию, но сейчас прекращены. Я хотел бы еще раз отметить, как отмечали это президенты Турции и Ирана, большой успех Минобороны России в, казалось бы, нехарактерной для оборонного ведомства политико-дипломатической сфере.
- О каких успехах Минобороны РФ в дипломатии идет речь?
- Здесь нужно отметить уникальный режим центра по примирению враждующих сторон. Этот центр действует на базе Хмеймим, и он сумел за считанные месяцы присоединить к режиму прекращения боевых действий почти 2 тыс. населенных пунктов на территории страны. Достигнуты многие соглашения, суть которых сейчас, может быть, рано обсуждать в публичном пространстве, но можно сказать, что эта встреча без преувеличения, без патетики стала этапной в достижении полного режима прекращения боевых действий на территории страны.
- Как вы в целом оцениваете значимость для региона формата треугольника Россия-Турция-Иран?
- Я хотел бы отметить, что в целом региональные встречи в формате различных троек становятся все более частыми. Совсем недавно завершилась встреча президентов России, Ирана и Азербайджана в Тегеране, и вот теперь прошли эти переговоры в Сочи. Конечно, у разных форматов разные повестки дня. Россия-Иран-Азербайджан – это топливно-энергетический комплекс, железная дорога, электроэнергетика и многие другие вопросы, которые являются инфраструктурно значимыми для всех трех стран, включая вопросы сотрудничества в Каспийском регионе. Россия-Турция-Иран – это прежде всего сирийское урегулирование. Тем не менее, формат региональных троек очень хорошо показывает себя для обсуждения фундаментальных вопросов, таких как архитектура безопасности в зоне Центральной и Южной Евразии.
- Участвуют ли как-либо в этих треугольниках парламенты стран?
- Мы в парламентской плоскости планируем интересные мероприятия, первым из которых станет в конце декабря Конференция по региональной безопасности в Исламабаде с участием представительных делегаций, в частности, российскую делегацию, возможно, возглавит спикер Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин. Мы ожидаем участия таких стран, как Россия, Пакистан, Китай, Иран, Афганистан и Турция. Будем надеяться, что подобные форматы вслед за президентскими тройками в полной мере себя оправдают для тех важнейших задач по достижению устойчивой архитектуры безопасности в огромном регионе Центральной и Южной Евразии, которые являются важнейшими и для России.