Поворотный этап в сирийском конфликте
Читать на сайте Вестник КавказаВ преддверии встречи с президентом Ирана Хасаном Рухани и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом Владимир Путин встретился в Сочи президентом Сирии Башаром Асадом и представил его руководителям Минобороны и Генштаба, которые тоже приехали совещание по вопросам военного строительства и Государственной программы вооружения.
Путин сказал Асаду, что для него главный вопрос сейчас - вопрос последующего после разгрома террористов мирного политического урегулирования в Сирии. ″Кроме Турции и Ирана мы активно работаем и с Ираком, США, Египтом, Саудовской Аравией, Иорданией″, - сказал Путин, заметив, что политический процесс должен осуществляться под эгидой ООН. Однако, по его словам, именно ″благодаря астанинскому процессу удалось создать зоны деэскалации, а это, в свою очередь, позволило начать практически впервые настоящий, глубокий диалог с оппозицией″.
Асад заметил, что Россия способствовала продвижению мирного процесса в различных направлениях, прежде всего, на основе уважения Устава ООН, суверенитета и независимости государства: ″Такая позиция отстаивалась на различных международных площадках, включая процесс в Астане. Это же относится и к планам проведения уже на днях Конгресса национального диалога… Ситуация, которая сложилась на местах и в политическом плане, позволяет нам рассчитывать на прогресс в политическом процессе. Мы рассчитываем на поддержку России в том, чтобы обеспечить невмешательство внешних игроков в политический процесс и чтобы с внешней стороны оказывалась лишь поддержка процессу, который будут вести сами сирийцы. Мы не хотим оглядываться назад. Всех, кто действительно заинтересован в политическом урегулировании, мы приветствуем, мы готовы вести с ними диалог″.
Между тем аналитическое издание Eurasia Review в статье Why Assad Made A Surprise Visit To Russia пишет, что неожиданный приезд Асада в Сочи стал поворотным моментом в сирийском конфликте. Визит сирийского лидера состоялся накануне саммита лидеров России, Ирана и Турции на Черноморском курорте в среду, встречи сирийской оппозиции в Эр-Рияде и возобновления мирных переговоров в Женеве в конце месяца, а также запланированного Конгресса народов Сирии с целью национального примирения, который пройдет в начале декабря в России.
Теплый и сердечный прием, оказанный президенту Сирии Владимиром Путиным и высокопоставленными российскими официальными лицами - главным образом, генералами во главе с министром обороны Сергеем Шойгу, которые принимали участие в переговорах по вопросам обороны, - посылает сигналы о том, что для России Асад не только часть решения сирийского конфликта, но и законный лидер, который, как ожидает Кремль, останется у власти на протяжении нескольких лет.
После встречи Путин провел телефонные переговоры с лидерами ближневосточных стран и президентом США Дональдом Трампом. Понятно, что Путин не собирается терять лидерство в Сирии и имеет четкую стратегию. Москва настаивает на том, чтобы оставить Асада в качестве лидера до проведения президентских выборов, и он имеет право выдвинуть свою кандидатуру на второй срок по проекту конституции.
Встреча Путина и Асада была направлена на то, чтобы убедить другие заинтересованные стороны в сирийском конфликте в том, что Россия, Иран и Турция имеют согласованную позицию в отношении политического урегулирования и перехода власти на основе того, что сирийцы определяют для своего будущего правительства. На встречах с Эрдоганом и Рухани, Путин одновременно выступает от имени России и Сирии.
Рияд Хиджаб, лидер главного оппозиционного блока Сирии, Высшего комитета по переговорам (ВКП), подал в отставку в понедельник перед началом конференции в Саудовской Аравии, целью которой является объединение групп, выступающих против Асада. Он не объяснил свое решение, но ВКП беспокоится по поводу растущего международного давления, которое заставляет согласиться с тем, что Асад должен остаться у власти.
Начался совершенно новый этап. Сирийское правительство восстановило контроль над своими границами после разгрома ИГИЛ (запрещена в РФ) в Сирии и Ираке. В прошлом месяце МИД России сообщил, что 92% территории Сирии были освобождены от контроля ИГИЛ. Почти через год после начала переговоров в Астане было достигнуто соглашение о создании зон деэскалации в Идлибе, Хомсе, Восточной Гуте и юго-западной Сирии.
Можно сказать, что война в Сирии почти завершена, так как сирийская армия получила контроль над более чем 85% страны, и был создан план расширения южной зоны деэскалации на иорданскую и израильскую границы.
Сюрпризы происходят в Сирии один за другим. Они отражают радикальные изменения в местной, региональной и международной динамике, которая долгое время управляла конфликтом. После того как сирийская армия восстановила контроль в городе Абу-Камаль на востоке, ранее захваченном ИГТЛ, многие районы на юге, граничащие с Иорданией, впервые за пять лет, в течение которых граница была закрыта, также были освобождены.
Вооруженная оппозиция находится в полном беспорядке, а внешняя оппозиция прилагает все усилия, чтобы объединиться накануне предстоящих конференций в Сочи и Женеве. Россия рассматривает создание зон деэскалации как поворотный момент в разрешении кризиса путем отделения вооруженной оппозиции от террористических группировок.
Географическое положение Иордании, находящейся в центре Ближнего Востока, определяет ее внешнюю политику. Это важный партнер для Запада, России, а также для других стран. Иордания делает все возможное, чтобы поддерживать хорошие отношения со всеми странами, особенно учитывая высокие ставки на Ближнем Востоке. Региональная безопасность играет важную роль, но Иордания также стремится сбалансировать отношения в соответствии со своими национальными интересами.
В марте и апреле этого года Иордания предложила создать зоны деэскалации, которые привели к успеху в деле сокращения масштабов насилия и проложили путь к прекращению огня. Иорданские сотрудники службы безопасности и военные офицеры провели тайные встречи в северной части Иордании со своими американскими, российскими и сирийскими коллегами для создания оперативного центра мониторинга и контроля зон деэскалации. План контроля зон был согласован после тщательного обсуждения на региональном уровне - с Иорданией, Израилем и Сирией, наряду с Россией и США. Россия не была принята в начале, но Иордания настояла на том, чтобы включить государство, потому что оно является ключевым игроком в мирном процессе, а также гарантом перемирия и политического урегулирования.