Самый высокогорный и самый южный православный храм России
Читать на сайте Вестник КавказаСамый высокогорный и самый южный православный храм России - Аланский Успенский мужской монастырь – основан совсем недавно, но уже стал одним из важнейших центров паломничества в Северной Осетии. Изначально монастырь был создан в 2000 года в Беслане в бывшей гостинице для машинистов поездов, а через пару лет ему была передана полуразрушенная церковь Жен-мироносиц в Куртатинском (Фиагдонском) ущелье, где со второй половины XIX века шло активное храмовое строительство, но ХХ век в России оказался немилосердным к церквям…
Сейчас в пяти километрах от монастыря находится часовня, в которой шестьсот лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа - Иверская Моздокская икона Божией Матери, подаренная царицей Грузии Тамарой. Однако подлинник иконы был утрачен, и, по преданию, верующие обретут его вновь с восстановлением православных монастырей в Осетии.
Годы царствования царицы Тамары в конце XII — начале XIII веков стали временем распространения и утверждения христианства в Грузии и Осетии. Памятниками этой политике до сих пор служат остатки храмов, построенных ею в горах и ущельях Осетии. Царица Тамара не жалела средств для их украшения иконами, снабжала утварью и богослужебными книгами.
Осетинские монахи любят рассказывать, что Тамара была дочерью осетинской княгини Бурдухан (дочери знаменитого царя и военачальника Худана, близкого друга царя Грузии Димитрия и его сына Георгия Куратпалата). Бурдухан, кроме осетинского, знала греческий, латинский и грузинский языки. Муж и соправитель Тамары Давид-Сослан, сын осетинского царя Джандероза, также знал осетинский, греческий, латинский, татарский и другие языки. В "Картлис Цховреба" ("Грузинской летописи") говорится: "Царь Димитрий еще при жизни женил своего сына на дочери осетинского царя Худана по имени Бурдухан. Такого совершенства, как Бурдухан, не видывала Картли. Она была необыкновенная, вполне достойна своего мужа. Муж ее был высокий, стройный, красивый мужчина. Такой же красивой была и Бурдухан. Описать ее красоту на словах невозможно. Ее имя было известно всем. Ее воспитанницей и была ее дочь Тамара".
Бурдухан открыла в Осетии женский монастырь и до конца дней опекала его. Там она учила осетинских монахинь разным наукам, переводила греческие и грузинские книги на осетинский язык. После смерти Бурдухан монастырю покровительствовали царица Тамара и Давид-Сослан, а в конце XIII века монастырь был разрушен монголо-татарами.
Грузинский летописец, современник Тамары писал: "Осетины являются убежденными христианами. Это достойный почтения народ. Они умеют хранить дружбу, не лживы, не изменники, отличные воины, прекрасно владеют оружием, умеют строить церкви, изготавливать церковную утварь, строят отличные башни, крепости, мосты и переправы, знают ремесла, умеют кузнечить, плотничать, изготавливать посуду, знают ювелирное дело, делают всякое оружие и военные доспехи, выращивают пшеницу, ячмень, прекрасные всадники, особо почитают старших".
В храм Рождества Пресвятой Богородицы в селении Майрамыкау (поселение Марии Богородицы) в Куртатинском ущелье (храм сохранился до наших дней, в трех километрах от Аланского Свято-Успенского монастыря) царица Тамара прислала икону Божией Матери Иверскую. Она была написана придворным иконописцем и впоследствии прославилась чудесными знамениями. Церковь трижды подверглась огню, а святую икону каждый раз после пожара находили целой на горе возле церкви. Также происходили массовые исцеления от душевных и телесных недугов шедших к иконе богомольцев.
Шесть веков чудотворная икона находилась в Куртатинском ущелье, оберегая осетинскую землю. В XVIII веке наступила эпоха сближения Осетии с Россией. После нашествия монголо-татар осетины были на грани полного уничтожения, христианство в Осетии стало гаснуть и смешалось с различными суевериями. Но после добровольного вхождения в состав России начинает возрождаться и осетинская нация, и христианство. В Осетии была своя Владикавказская епархия, мужские и женские православные монастыри, а во всех высокогорных селах - православные храмы. Даже горы в Осетии называли "Гора монахов", "Шапка монаха", "Гора священников".
В XVIII веке куртатинцы переселяются на равнину, в район Моздока и забирают с собой и святыню — икону Божией Матери. Прибыв в Моздок, куртатинцы-переселенцы остановились на ночлег. В сумерках они увидели, что от той арбы, в которой находилась икона Богородицы, исходит свет, который не переставал сиять всю ночь. Поутру куртатинцы запрягли волов в арбу, в которой была икона, но животные не двигались с места. Народ начал стекаться к образу Богородицы, люди шли, чтобы приложиться к чудотворной иконе. В 1797 году для иконы здесь был построен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.
С тех пор ежегодно совершался крестный ход с чудотворной иконой из Моздока во Владикавказ по всей Осетии и Терской области. Селения, через которые проносилась икона, считались у осетин счастливыми. В середине XIX века епископ Кавказский Игнатий Брянчанинов писал своему брату Петру, занимавшему пост ставропольского губернатора: "Осетины признают икону своею собственностью, питая к ней пламенную привязанность. Икона славна в горах, на поклонение к ней стекаются и множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания также чествуют икону наравне с православными″.
Перед иконой 4 декабря 1914 года, возвращаясь с турецкой границы, молился и император Николай II. Однако 1930-х Иверская-Моздокская икона Божией Матери исчезла, хотя монахи Аланской обители — верят, что в свое время чудотворная икона вернется.
После трагедии в Беслане люди стали еще чаще приезжать в церковь Жен-мироносиц в Куртатинском ущелье, чтобы пройти обряд крещения в водах реки Фиагдон ночью в горах под блещущими звездами в окружении снежных горных вершин.
Сегодня Аланский Свято-Успенский мужской монастырь очень популярен не только среди верующих Осетии, но и из других регионов России. Добраться до монастыря можно на местных автобусах, проезжающих через Хидикус, или с экскурсиями, паломническими турами. Расстояние от Владикавказа по автомобильным дорогам — около 55 км. Дорога проходит через Верхний Фиагдон и Урикау.