Давид Якобидзе: ″Реализуемые сейчас проекты разрабатывались с участием Эдуарда Шеварднадзе и Гейдара Алиева″
Читать на сайте Вестник КавказаНа седьмой конференции по региональному сотрудничеству RECCA в Ашхабаде, Афганистан, Туркменистан, Азербайджан, Грузия и Турция подписали историческое соглашение о формировании нового транспортного коридора "Ляпис-лазурь", который соединит эти пять стран, дополняя другие транспортные маршруты, созданные за последние десятилетия для транспортировки грузов из Азии в Европу и обратно. Железнодорожные пути и автострады пройдут от города Торгунди в афганской провинции Герат до Ашхабада, затем будут проложены до порта Туркменбаши на Каспийском море, а далее коридор продолжится через Каспий до Баку, через Тбилиси - на Анкару с ответвлениями в Поти и Батуми, далее - от Анкары до Стамбула. О значении нового мультифункционального транспортного коридора "Вестнику Кавказа" рассказал бывший министр финансов Грузии Давид Якобидзе.
- Вы стояли у истоков разработки проектов участия Грузии в осуществлении инициативы Великого шелкового пути и TRACECA. Как давно это началось?
- Транспортный проект "Ляпис-лазурь" осуществляется в рамках проекта евразийского значения TRACECA. Он разрабатывается уже несколько десятилетий и приносит огромную пользу всем государствам, которые в нем участвуют. Грузинские специалисты (в том числе ваш покорный слуга) принимали активное участие в обсуждении различных проектов TRACECA еще с 1990-х, а первые разговоры об этом начались в 1989 году, еще при СССР. Транспортная линия Тбилиси-Баку-Ашхабад уже тогда привлекала внимание специалистов. Сейчас, судя по всему, созданы все условия для задействования этого транспортного коридора, уже невозможно удовлетворить растущие потребности без целой сети подобных коридоров, связывающих Центральную Азию, Каспийский бассейн с Турцией и Европой.
- В чем особенность проекта "Ляпис-лазурь", что его отличает от других проектов Великого шелкового пути?
- Речь идет о грузах из Афганистана, но не только. Доставка грузов в Афганистан важный вопрос, ведь эта центральноазиатская страна находится в центре глобального интереса. Афганистан тесно связан с соседним Туркменистаном. В 1990-е президент Грузии Эдуард Шеварднадзе назначил посла в Афганистане и Туркменистане, дальновидно объединив дипломатические представительства в двух государствах. Тогда мы вместе анализировали все вопросы с учетом того, что Афганистан может выйти на европейские рынки через линию Туркменистан – Азербайджан – Грузия - Турция. Путь через Иран связан с множеством препятствий, в том числе географического и технического характера. Ключевую роль при этом будут играть каспийские порты Туркменбаши и Баку. Но грузы могут двигаться и в сторону Астрахани. Такой перспективы никто никогда не отрицал с самого начала, поскольку этот коридор нисколько не исключает и российское направление, с учетом транспортных возможностей и географии Каспийского моря.
- Вы упомянули о движении в обратном направлении грузов из Европы, Турции и Азербайджана - в Туркменистан и Афганистан...
- Говоря о транспортных коридорах в рамках TRACECA и Великого шелкового пути, часто вспоминают лишь об грузовых потоках с Востока на Запад. Однако не менее значимым этот коридор может оказаться и с точки зрения экспорта грузинской и азербайджанской продукции на быстро растущие рынки Центральной Азии, в том числе в Афганистан. "Ляпис-лазурь" будет особенно полезен для автомобильных перевозок. В этом отношении, у Грузии и Азербайджана есть все еще до конца невостребованный потенциал. Поэтому некорректно говорить о том, что "Ляпис-лазурь" якобы составит конкуренцию таким проектам как железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. Наоборот, они будут удачно дополнять друг друга. Шеварднадзе прекрасно понимал, насколько полезным все это может быть для Грузии. Поэтому он принимал столь активное участие в осуществлении подобных проектов. То есть, сейчас первые плоды приносят те проекты, которые в свое время разрабатывались с участием Эдуарда Шеварднадзе и Гейдара Алиева. "Ляпис-лазурь" - одно из проявлений давней стратегии.
- Какие страны могут подключиться к "Ляпис-лазурь"?
- Я уже сказал, что он дополняет другие проекты TRACECA. Номенклатура грузов настолько велика, а объем настолько большой и быстро растущий, что вполне могут подключиться Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, но это дело будущего, пусть и не столь отдаленного будущего, поскольку сразу все охватить не удастся. Однако мы над этим активно работаем. Из товарной номенклатуры могу назвать узбекский хлопок, таджикский алюминий - у региона огромный потенциал, а азербайджано-грузинский ″мост" может сыграть ключевую роль для вывода этих ресурсов на европейские рынки. Грузия, как и Азербайджан, многое могут предложить для перевозки по евразийскому "мосту". Например, грузинские фрукты, чай будут доставляться не только в страны Центральной Азии, но даже на Алтай - это может оказаться кратчайшим и самым выгодным маршрутом. К счастью, для задействования "Ляпис-лазурь" уже есть как чисто технические, так финансовые возможности, и конференция в Ашхабаде это наглядно продемонстрировала.
- Существуют ли риски, связанные с активным движением по этому и другим маршрутам?
- Такие риски всегда возникают. В первую очередь, они связаны с наркотрафиком, но государства-участники вполне способны, объединив усилия, их минимизировать. С другой стороны, не все государства сегодня могут участвовать в таких проектах. Например, Армения по известным причинам "самоисключилась", хотя TRACECA и ее составляющие потенциально благотворны для всех стран региона, в том числе и Армении. Зато Грузия и Азербайджан стали "мостом" для доставки грузов до морей и океанов, то есть основных глобальных коммуникаций. Что касается "конкуренции" различных проектов в рамках TRACECA, то в условиях задействования очень полезной во всех отношениях магистрали Баку-Тбилиси-Карс, "Ляпис-лазурь" может загрузить основной грузинский порт Поти. Многие опасались за его судьбу, но эти опасения напрасны, ведь товары планируются перевозить и с запада на восток. Многое зависит от координации транспортных возможностей, грамотной логистики. Необходимо разработать и унифицировать адекватную нормативную базу, в частности, единые транспортные коды. В этом случае пользы от "Ляпис-лазурь" будет еще больше.