Дом построим – будем жить

Читать на сайте Вестник Кавказа

Какое это счастье – иметь свой дом и свою работу. Только тот, кто потерял нажитое трудом за долгие годы, кто вынужден бросить все и обустраиваться на новом месте, не имея к этому никаких средств, практически начинать с чистого листа, поймет и прочувствует до конца глубокий смысл этой фразы. Кто протянет руку помощи? Безусловно, это, прежде всего обязанность государства, но есть и другие организации, которые оказывают всяческое содействие людям, вынужденным покинуть насиженные места, и достигли на этом поприще хороших результатов.

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) было создано через пять лет после окончания Второй мировой войны с целью защитить беженцев в странах, где они нашли убежище. Пятнадцать лет назад УВКБ ООН открыло свое постоянное представительство на Северном Кавказе, причем штаб – квартира находится во Владикавказе. Именно на долю Северной Осетии выпало выдержать тот массовый поток людей, который хлынул из Южной Осетии и внутренних районов Грузии.

Сейчас на территории республики реализуется масштабный проект «Устойчивая интеграция и экономическое оздоровление», который стартовал в прошлом году и рассчитан на три года. Доля УВКБ ООН в рамках этого проекта составляет $1,05 млн. Эти средства планируется расходовать на строительство жилых домов, открытие малых предприятий и улучшение инфраструктуры в местах компактного проживания беженцев.
За период с 2000 по 2006 год с помощью ООН было построено 266 индивидуальных домов на общую сумму более 43 млн рублей. Сюда входит возведение домов «под ключ», а также по методу «самопомощь», где беженцу предоставляются необходимые материалы для строительства.

Сотрудники регионального филиала УВКБ пригласили журналистов воочию убедиться, как люди обживаются на новых местах, удается ли им найти работу, наладить быт. Маршрут пролегал через село Хаталдон, далее Ардонский район, Красногор и Комсомольское. Общее настроение, царившее в семьях беженцев, с которыми журналистам приходилось встречаться, примерно, следующее: спасибо за помощь, а дальше будем работать сами. Главное, у нас есть свой дом, который кажется настоящими хоромами по сравнению с вагонами или ветхими временными постройками.

Как же из большого количества вынужденных переселенцев выбирают «счастливчиков»? В этом вопросе представителя прессы помог строительный эксперт УВКБ Владимир Гутиев: «Работает специальная комиссия, состоящая из сотрудников Министерств по делам национальностей и инвестиций республики. Федеральной миграционной службы, Датского Совета, УВКБ ООН. Она детально изучает условия, в которых живут переселенцы, Для включения в программу семьи должны иметь в собственности земельные участки, быть способными своими силами возвести дом и являться беженцами первой волны».

«В Хаталдоне насчитывается 37 семей беженцев, из которых двадцать сумели обустроиться сами, а семи помогло УВКБ, - говорит глава села Лариса Икоева – Остальные надеются на помощь государства». Практически рядом с администрацией расположился новый дом Хугаевых, семьи из пяти человек. Дом сложен их хорошего кирпича, имеет пластиковые окна, Необходимо довести до конца внутренние отделочные работы, но уж очень хочется съехать из прежнего жилища, которое представляет жалкое зрелище. Тамаре Сопоевой строиться гораздо труднее: муж – беженец умер в 1994 году. На руках осталось четверо детей, но она не унывает: сама и каменщик, и штукатур. Две комнаты, коридор и кухня – таким удобным и уютным будет дом, но сколько сил еще надо вложить. Пока на видном месте устроилась кошка с котятами, видно, чувствует тепло человеческих сердец. «Все будет хорошо, - успокаиваем мы женщину. – Кошка в доме – хорошая примета».

«Каков метраж и цена стройматериалов? – спрашиваем у нашего гида, сотрудника юридического отдела офиса УВКБ Галины Сохиевой. «48 квадратных метров, средняя стоимость – 320 тысяч рублей - отвечает Галина и как – то само собой переключается на тот факт, что все – таки большинство беженцев предпочитает стоять в бесконечной и практически недвижимой жилищной очереди, чем строиться, хотя, наверно, имея мужские руки, да не одни, это сделать проще, чем вдове. «Конечно, есть и проблемы с выделением земельных участков, ведь чтобы строить, надо иметь землю. Миннац обращался к главам администраций республики, но этот вопрос до сих пор не имеет четкого ответа. Еще хочу разъяснить тем, кто нас упрекает в несоответствии с нормативами, в частности, на одного человека положено 18 кв.м.: Наша программа – это становление на ноги, и ее нельзя сравнивать с жилищным сертификатом».

В Ардонском районе журналистов принял Глава администрации Олег Дзугаев. Надо отметить, что все проекты ООН проводятся при согласовании с местной властью и при ее поддержке. Район принял одну из самых больших групп беженцев в республике – 4 тысячи человек, и проблем с их размещением было предостаточно. Галина Сохиева, предваряя беседу, сориентировала Олега Петровича на комментарий так называемых проектов быстрой реализации, которые финансируются Трастовым фондом ООН по гуманитарной безопасности. Один из них – водопровод – реализован в Ардоне с помощью администрации. «Мы практически всех обеспечили земельными участками, - рассказал Олег Дзугаев, - и нашли точки соприкосновения с УВКБ по строительным вопросам. Это и помогло обустроить большую часть беженцев, и за это большая вам благодарность».

Олег Дзугаев озвучил, что еще 280 семей стоит в жилищной очереди и размещается кто где. Сотрудники Ардонской администрации рассказали подробно о том, что в селе Красногор было выделено 23 земельных участка, и ООН совместно с Детским Фондом построили дома и подвели коммуникации, а также привели в прядок дорогу. В Ардоне было выделено около 30 участков, и на улице Молодежной был проведен водовод (200 м стальной трубы), которого там не было вовсе. Это замечательный пример сотрудничества местной администрации, Правительства республики, международных организаций и Детского Фонда. В результате напор воды из крана – отменный, журналисты сами проверили.

Улица Новая в Красногоре соответствует своему названию Она бы и не появилась, если бы не помощь УВКБ. Жители из аварийного общежития консервного завода переехали в свои дома, построенные и под «ключ», и по методу «самопомощь». Хозяйство у всех развивается по – разному. Например, у Нино Кокаевой есть и хороший дом с современной отделкой и мебелью, они же еще пристраивают кухню. Муж Нино - строитель, имеются и свои «колеса», Нино же после смены на хлебозаводе вовсю занимается теплицей, которую помогло возвести УВКБ. Источник дохода - малозатратный и реальный – только работай. Нина угощает журналистов свежими хрустящими огурчиками. Урожай хороший: хватает не только на семью, но и на продажу. А еще помидоры, фасоль, капуста, зелень…

В селе Комсомольское Кировского района тоже есть свои умельцы, и прежде всего, это Мария Гасиева, наша «просто Мария», прямо как в мексиканском сериале. Она сумела наладить швейное производство постельного белья и занавесей, качество и цена которых успешно конкурируют с более крупными производителями. Оборудование и расходные материалы для мастерской были приобретены ООН, равно как и стройматериалы для навеса и бокса автосервиса Геннадия Дудаева, который славится своими умелыми руками и в Северной Осетии, и в соседней республике. Есть и своя парикмахерская, где Натия Тогошвили и подстрижет, и маникюр сделает.

Много, конечно, и проблем, которые озвучивала и глава села Нелли Биченова, и жители. Одна из них – не находит себя в селе молодежь, а значит, надо создавать рабочие места, да и досуг развивать.

Итог всей поездки, наверно, напрашивается само собой: людям надо помочь. Просто всем власть и деньги имущим поставить себя на их место. Помочь – в отправной точке, в элементарной крыше над головой, чтобы человек почувствовал себя хозяином своей судьбы, а не уповал на манну небесную и ожидал несбыточного. Иждивенчество порождает лень и недовольство всем и вся, а работа, она всегда во благо.